ГРАНИЦЫ СТИЛЯ «СЕ И» В СОВРЕМЕННОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ КИТАЯ (К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНЫХ ВЗАИМОВЛИЯНИЯХ КИТАЯ И РОССИИ)

  • Хунтао Чжан СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств
Ключевые слова: стиль «Се И»; современное китайское искусство; масляная живопись Китая; развитие национальных школ; взаимовлияние культур.

Аннотация

Традиционный стиль «Се И» демонстрирует слияние традиций, культуры и искусства в единое целое. Однако современный стиль в масляной живописи и традиционный стиль «Се И» (тушью или акварелью на бумаге) имеют ряд различий. В настоящее время «Се И» уже впитал в себя язык живописи русского и европейского изобразительного искусства, а также традиционную китайскую каллиграфию и традиционную живопись тушью, образующие современный стиль «Се И», которому еще предстоит найти себя в изобразительном искусстве Китая. Иероглиф «Се» означает — «с помощью кисти писать картину», «срисовывать» и «пересказывать». После того как европейское искусство проникло в Китай, здесь началось развитие масляной живописи. Ло Гунлю, учившийся в России, считал, что китайские художники лишь слепо копируют образцы западного искусства. Он призывал объединять традиции китайской живописи и достижения европейских мастеров. Ло Гунлю оказал большое влияние на Дай Шихэ. Ло Гунлю отмечал, что «по существу, масляная живопись стиля “Се И”  — это новое творение мысли». С точки зрения Ло Гунлю, масляная живопись стиля «Се И» — это усвоение основных особенностей европейской масляной живописи и следование традициям древнего китайского стиля изобразительного искусства, а именно «души стиля “Се И”». Китайские художники в процессе поиска пути развития масляной живописи стиля «Се И» обнаружили, что в работах современных европейских и российских художников есть элементы китайского стиля «Се И». К примеру, одним из таких советских мастеров считается Е. Е. Моисеенко. Петербургский художник Ю. В. Калюта также близок своей манерой живописи «Се И». Изучение параллелей развития китайской и российской современной живописи позволит глубже постичь специфику развития наших национальных художественных школ.

Биография автора

Хунтао Чжан, СПб ГАИЖСА им. И. Е. Репина при Российской академии художеств

аспирант

Литература

Baidu Encyclopedia. Available at: https://baike.baidu.com/item/写/4944503?fr=aladdin (accessed: 28.01.2019). (in Chinese)

Chen Yaojie. Inaugural Meeting of Beijing Contemporary Chinese Freehand Oil Painting Research Institute. Yachang Art Network, 2016. Available at: http://news.artron.net/20161128/n887919.html (дата обращения 20.12.2018). (in Chinese)

Fan Di’an. Drawing What I Want — Dai Shihe Art Talk. Art Grand View, 2012, no. 11, pp. 17–21. (in Chinese)

Guo Wenning’s. Explore of Freehand Oil Painting — The Art Practice and Exploration of Mr. Luo Gongliu in His Later Years. Art, 2016, no. 7, pp. 55–59. (in Chinese)

Jing Shangyi. The Road to Oil Painting by Yi Shangyi. Everyone’s TV Interview. Youku. Available at: http://v.youku.com/v_show/id_XNTY1MzI3MzA4.html?spm=a2h0k.8191407.0.0&from=s1.8-1-1.2 (accessed: 25.12.2018) (in Chinese)

Li Hua. The Leap of Chinese Contemporary Art — From “Star Art Exhibition”, “Eight Five Thoughts” to “89 Modern Art Exhibition”. Grand View, 2015, no. 2, pp. 28–29. (in Chinese)

Li Xiaowen. The Painting Style of Yuri Goruatta. Friends of Fine Arts, 2005, no. 1, pp. 62–63. (in Chinese)

Liao Xiaojun. The Contemporary Exploration of Freehand Characters in Chinese Paintings. Art Grand View, 2013, no. 3, pp. 20–21. (in Chinese)

Liu Cunling. Analysis of the Formation and Development of the “Freehand” Tradition of Chinese Painting. Art Theory, 2007, no. 5, p. 34. (in Chinese)

Quan Shanshi. Works by A. A. Mylnikov on paper. Shandong, Shandong Publishing of Fine Arts, 2008, pp. 12–14. (in Chinese)

Wang Hong. Study on Chinese Freehand Brushwork and Impressionist Painting. Art Exploration, 2014, no. 9, pp. 130–131. (in Chinese)

Wu Jun. The Art of Oil Painting by Luo Gongliu. Research on Literature and Art., 2006, no. 10, p. 156. (in Chinese)

Xi Jingzhi. Maximov. Jiangxi, Jiangxi Fine Arts Publishing, 2010, pp. 16–19. (in Chinese)

Xi Jingzhi. Russian “Art World” in the Late 19th and Early 20th Centuries. Shandong, Shandong Fine Arts Publishing, 2004, pp. 77–78. (in Chinese)

Xi Jingzhi. Russian Art History of the Soviet Union. Tianjin, Tianjin People's Fine Arts Publishing, 2000, pp. 186–190. (in Chinese)

Xi Jingzhi. Russian Art History. Beijing, Beijing People's Fine Arts Publishing House, 1999, pp. 133–136. (in Chinese)

Xi Jingzhi. Russian Tour Exhibition School. Shanghai, Shanghai Commercial Press Publ., 1986, pp. 26–27. (in Chinese)

Xi Jingzhi. The Birch Forest in the Distance: The Theory of Russian Fine Art. Guangxi, Guangxi Fine Arts Publishing, 2002, pp. 266–268. (in Chinese)

Xi Jingzhi. The Sixteen Lectures on Russian Fine Arts. Beijing, Beijing Qinghua University Press Publ., 2005, pp. 226–228. (in Chinese)

Xu Peijun. The Spirit of Freehand Brushwork and Freehand Art. China Art Museum Network, 2015, No. 2. Available at: http://www.namoc.org/cbjy/cbw/qks/2015/guankan201502/201506/t20150601_288488.htm?randid=0.22887447796255755&sign=ABZ0cnNfd2NtX3ByZXZpZXdfYWNjZXNzAAAH3wAAAAUAAAABAAAADgAAADkAAAA1 (accessed: 28.01.2019) (in Chinese)

Zheng Xin'an. The Master of Realism and Freehand Control, Moi Senko. Sina.com 2017. Available at: http://blog.sina.com.cn/s/blog_456440420102ydeh.html (accessed: 28.01.2019). (in Chinese)

Опубликован
2019-08-06
Раздел
ИСКУССТВО XX–XXI ВВ.