«ПОПУЛЯРНАЯ КРАСОТА» ПОЛИХРОМНОЙ СКУЛЬПТУРЫ В ПОПУЛЯРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • Александр Флорентинович Эсоно Российская национальная библиотека
Ключевые слова: полихромная скульптура; барокко; Контрреформация; массовое искусство; популярная культура; научная фантастика.

Аннотация

Статья посвящена феномену «популярной красоты» как яркому проявлению массового характера деревянной пластики. Деревянная полихромная скульптура барокко занимала важное место в культуре католических стран, таких как Испания, Португалия, Чехия и др. Это явление, связанное и с понятием Контрреформации, и с проблемами народного почитания и популяризации тех или иных иконографических схем, может быть рассмотрено как часть массовой культуры барокко, а само барокко — как эпоха зарождения многих механизмов массового искусства. В рамках данной гипотезы в статье деревянная скульптура описывается и анализируется с помощью цитат из произведений в жанре научной фантастики и фэнтези середины XX в. Так, благодаря размышлениям авторов XX столетия о религиозном искусстве, иконоборчестве и популярных образах, можно достаточно доступными терминами описать феномен полихромной пластики как явления массовой культуры XVII в. Кроме того, опираясь на цитаты писателей прошлого века, возможно охарактеризовать взаимодействие человека с деревянной раскрашенной скульптурой через исследование принятого в рамках данной статьи обозначения «популярной красоты» с её слабыми и сильными сторонами. В статье высказывается гипотеза о том, что само восприятие деревянной скульптуры базируется в большей степени на психологии, чем на религиозно-мистическом мышлении, во многом характерном для XVII в. Это в определенном смысле приближает полихромную пластику к современному зрителю и позволяет воспринять её как часть массовой культуры.

Биография автора

Александр Флорентинович Эсоно, Российская национальная библиотека

кандидат искусствоведения, заместитель заведующего Отделом эстампов

Литература

Bray X. (coord.). The Sacred Made Real. Spanish Painting and Sculpture 1600–1700. London, National Gallery Company Publ., 2009. 224 p.

Cruz Cabrera J. P. (coord.). Arte y cultura en la Granada Renacentista y Barroca: relaciones e influencias. Granada, Universidad de Granada Publ., 2014. 446 p. (in Spanish)

Lewis С. S. Kosmicheskaia trilogiia (The Space Trilogy). Saint Petersburg, Severo-Zapad Publ., 1993. 638 p. (in Russian)

Maraval J. A. La cultura del Barrocco. Analisis de una estructura historica. Barcelona, Ariel Publ., 2012. 422 p. (in Spanish)

Miller U. M. Jr. Gimn Leibovitsu (A Canticle for Leibowitz). Moscow, AST Publ., 2017. 350 p. (in Russian)

Prokop’ev A. Iu. Germaniia v epokhu religioznogo raskola. 1555–1648 (Germany during the Epoch of Religious Schism). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University Publ., 2008. 483 (in Russian)

Rico Callado Fr. L. Las misiones interiores en la Espana de los siglos 17–18: tesis de doctorado. Universidad de Alicante, 2002. 579 p. (in Spanish)

Schilling M. Bildpublizistik der fruhen Neuzeit. Aufgaben und Leistungen des illustrierten Flugblatts in Deutschland bis um 1700. Tubingen, Max Niemeyer Verlag Publ., 1990. 503 p. (in German)

Verstegan R. Theatrum crudelitatum haereticorum Nostri Temporis (Theatre of the Cruelties of the Heretics of Our Time). Antverpiae, Apud Hadrianum Huberti Publ., 1604. 95 p. (in Latin)

Опубликован
2019-08-05
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ