ЕВРОПЕЙСКИЙ РОМАНТИЗМ И ИСПАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ: ОТ РАФАЭЛЯ САНТИ К «ИСПАНСКОМУ РАФАЭЛЮ»

  • Анна Валентиновна Морозова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: европейский романтизм; Рафаэль; искусство Испании; Мурильо, Веласкес; «испанский Рафаэль».

Аннотация

В статье А. В. Морозовой рассматривается недостаточно исследованная проблематика раннего этапа освоения испанской живописи в Европе и России, связанного с эпохой романтизма. Для романтиков, особенно немецких и русских, идеалом красоты и поэзии было искусство Рафаэля и прежде всего его «Мадонны». В.-Г. Вакенродер, В. А. Жуковский, В. П. Кюхельбекер, С. П. Шевырев и другие авторы эпохи романтизма оставили восхищенные описания «Мадонн» Рафаэля и больше всего — его «Сикстинской Мадонны». В этих описаниях они подчеркивали «нерукотворность» образа, навеянного художнику, по их мнению, божественным провидением, его «непостижимость» и высокую духовность. Но по мере знакомства с испанской живописью, вектор интереса смещался от Рафаэля к Мурильо, в котором романтики увидели «испанского Рафаэля». Сам термин «испанский Рафаэль» свидетельствует о том, что система ценностей уже начала меняться, а ценностная шкала еще оставалась прежней. Именно с интереса к Мурильо началось восхищение испанской живописью. В «испанском Рафаэле» романтики находили еще бóльшую нежность, загадочность, поэтичность и неразгадываемость. А. В. Морозова пользуется методом анализа литературных произведений первой половины XIX в., что помогает исследователю проследить изменение приоритетов в сознании европейского и русского зрителя.

 

Биография автора

Анна Валентиновна Морозова, Санкт-Петербургский государственный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Alekseev M. P. Russkaia kultura i romanskii mir (Russian Culture and the Roman World). Leningrad, Nauka Publ., 1985. 542 p. (in Russian)

Arkin D. and others (eds.). Mastera iskusstva ob iskusstve v 4 tomakh (Masters of Art about Art in 4 Volumes). Vol. 2. Moscow-Leningrad, OGIZ Publ., 1936. 453 p. (in Russian)

Babanov I. Ocherk zhizni i tvorchestva Winkelmana (About Life and Creativity of Winkelmann). Istoriia iskusstva drevnosti (History of Art of Antiquity). Saint Petersburg, Aleteiia Publ., 2000, pp. 461–489. (in Russian)

Batushkov K. N. Progulka v Academiiu khudozhestv (Visit to the Academy of Arts). Russkie pisateli ob izobrazitelnom iskusstve (Russian Writers about Visual Arts). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1976, pp. 22–27. (in Russian)

Bulkin V. A. Dostoevskii i zhivopos (Dostoevsky and Painting). Problemy izobrazitelnogo iskusstva 19 stoletiia. Voprosy otechestvennogo i zarubezhnogo iskusstva. (Issues of Visual Arts of the 19th Century. Questions on Russian and Foreign Art). Issue 4. Leningrad, Leningrad University Publ., 1990, pp. 147–149. (in Russian)

Faure E. Diego Velazquez. Biografiia-kharakteristika (Diego Velazquez. Biography-characteristic). Petersburg, Tipografiia AO tipografskogo dela v Sankt-Peterburge, 1913. 60 p. (in Russian)

Gessen L. A.; Ostrovskii A. G. (comp.). Russkie pisateli ob izobrazitelnom iskusstve (Russian Writers about Visual Art). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1976. 329 p. (in Russian)

Guber A. A. and others (eds.). Mastera iskusstva ob iskusstve v 7 tomakh (Masters of Art about Art in 7 Volumes). Vol. 4. Moscow-Leningrad, Iskusstvo Publ., 1967. 622 p. (in Russian)

Kagane L. L. Ispanskaia zhivopis’ 17 – nachala 19 veka. Istoriia sobraniia i ego sostav (Spanish Painting of the 17th – the Early 19th Centuries. History of the Collection and Its Composition). Spanish Art of the 16th – 19th Centuries from the State Hermitage Museum. Saint Petersburg, Committee for the Exhibition of The State Hermitage Museum Publ., 1996, pp. 8–33. (in Russian)

Kagané L. La pintura española del Museo del Ermitage. Siglos 15 á comienzos del 19. Historia de una colección. Sevilla, Fundación El Monte Publ., 2005. 602 p. (in Spanish and Russian)

Kalugina E. O. “Chernaya legenda” ob Ispanii v russkoi culture (“Black legend” about Spain in Russian Culture). Pogranichnie kultury mezhdu Vostokom i Zapadom: Rossiia i Ispaniia (Border Cultures Between East and West: Russia and Spain). Saint Petersburg, Soius Pisatelei Sankt-Peterburga Publ., 2001, p. 264. (in Russian)

Khudozhestvennaia gazeta (Art Journal). Petersburg, 1836–1837. (in Russian)

Kovalevskaia E. A. Mikhail Iur’evich Lermontov. Kartiny i risunki poeta. Illustratsii k ego proizvedeniiam (Mikhail Iur’evich Lermontov. Paintings and Sketches by the Poet. Illustrations to His Works). Moscow-Leningrad, Sovetskii khudozhnik Publ., 1964. 126 p. (in Russian)

Kukhelbecker W. P. Puteshestvie. Dnevnik. Stat’i. (Voyage. Diary. Articles). Leningrad, Nauka Publ., 1979. 789 p. (in Russian)

Lafond P. Bartolome Murillo. Ego zhizn i khudozhestvennaia deiatelnost (Bartolome Murillo. His Life and Creative Work). Petrograd, Ogni Publ., 1913. 60 p. (in Russian)

Lermontov M. Iu. Kartiny. Akvareli. Risunki. (Painting. Watercolours. Sketches). Moscow, Izobrazitel’noe iskusstvo Publ., 1980. 317 p. (in Russian)

Levinson-Lessing V. F. Istoriia Kartinnoi galerei Ermitazha (1764–1917) (History of Painting Gallery of Hermitage (1764–1917)). Leningrad, Iskusstvo Publ., 1985. 407 p. (in Russian)

Lopez Cruz H. Murillo i Velazquez v russkoi khudozhestvennoi culture 19 – nachala 20 vv. (Murillo and Velazquez in Russian Artistic Culture of the 19th – the Early 20th Centuries): PhD Thesis. Moscow, 2001. 312 p. (in Russian)

Morozova A. V. La imagen del monarca en el arte español de la mitad del Siglo XVI (The Image of the King in Spanish Art in the Middle of the 16th Century). Memoria y Civilización, 2017, no. 20, pp. 27–44. DOI: https://doi.org/10.15581/001.20.27-44 (in Spanish)

Morozova A. V. Otechestvennaia iskusstvovedcheskaia ispanistika (Russian Spanish Studies in History of Art). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 2017. 352 p. (in Russian)

Rovinskii D. A. Podrobnyi slovar’ russkikh graverov 16–19 vv. (Detailed Dictionary of Russian Engravers of the 16th – the 19th Centuries). Saint Petersburg, Tipografiia Imperatorskoi akademii nauk Publ., 1895. 2 vol. 344, 806 pp. (in Russian).

Sheviriov S. P. Iziashchnye iskusstva v 16 v. (Fine Arts in the 16th Century). Uchenye zapiski Moskovskogo imperatorskogo universiteta (Memoirs of Moscow Imperial University), 1833, part 2, pp. 77–111. (in Russian)

Wakenroder W.-G. Fantasii ob iskusstve (The Fantasies about Art). Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 263 p. (in Russian).

Wereschagina A. G. Kritiki i iskusstvo: Ocherki russkoi khudezhestvennoi kritiki serediny 18 – pervoi treti 19 veka (Critics and Art: Essays on Russian Art Criticism in the Middle of the 18th – the First Third of the 19th Centuries). Moscow, Progress-Traditsia Publ., 2004. 739 p. (in Russian)

Winkelmann I. I. Istoriia iskusstva drevnosti (The History of the Art of Antiquity). Saint Petersburg, Aleteiia Publ., 2000. 800 p. (in Russian)

Zhukovskii V. A. Rafaehleva Madonna (Madonna by Rafael). Sobranie sochinenii v 20 tomakh (Collected works in 20 volumes). Vol. 13. Moscow, Iazyki slavianskoy kultury Publ., 1999, pp. 188–191. (in Russian)

Опубликован
2019-08-05
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ