ВЕЛАСКЕС. О ЗЕМНЫХ И БОЖЕСТВЕННЫХ ПРЯХАХ

  • Александр Валерьевич Королев Российский институт истории искусств
Ключевые слова: Веласкес; Миф об Арахне; аллегория; иконология; художник и общество; высокое и низкое в искусстве; барочная живопись.

Аннотация

В статье предложен пример интерпретации картины Диего Веласкеса «Пряхи» («Миф об Арахне»), позволяющий не только объяснить историю ее восприятия, описания и бытования, но и увидеть в ней высказывание художника в рамках барочной дискуссии о высоком и низком. Обычно эту картину рассматривают либо как реалистическую («Пряхи»), либо как мифологическую («Миф об Арахне»), тогда как на самом деле она принадлежит аллегорическому жанру и представляет собой иносказательное изображение искусства живописи. Как дает понять эта сцена с земными и божественными пряхами, искусство живописи соединяет в себе противоположности: это и монотонный труд, и праздное наслаждение, и грубое ремесло, и слава шедевров, и следование природе, и власть фантазии. Высокое и низкое одинаково питают собой искусство живописи, чтобы в руках настоящего художника не противоречить друг другу, но волшебным образом соединяться. Так, как это удалось продемонстрировать Веласкесу в своей картине.

Биография автора

Александр Валерьевич Королев, Российский институт истории искусств

кандидат философских наук, старший научный сотрудник

Литература

Angulo Íñiguez D. Velázquez. Cómo compuso sus principales cuadros. Sevilla, Laboratorio de Arte de la Universidad de Sevilla Publ., 1947. 102 p. (in Spanish)

Foucault M. Slova i veshchi. Arheologiia gumanitarnyh nauk (Words and Things. Archeology of the Humanities). Saint Petersburg, A-cad Publ., 1994. 406 p. (in Russian)

Iakimovich A. K. Khudozhnik i dvorets. Diego Velaskes (The Artist and the Palace. Diego Velazquez). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. 270 p. (in Russian)

Justi C. Diego Velazquez and His Times. London, H. Grevel&Co Publ., 1889. 537 p.

Levina I. M. Iskusstvo Ispanii 16–17 vekov (Art of Spain of the 16th – 17th Centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 266 p.

Ortega y Gasset J. Velazquez. Goya . Moscow, Respublika Publ., 1997. 350 p. (in Russian)

Riquetts C. The Art of the Prado. Boston, L.C. Page&Co Publ., 1907. 398 p.

Ruben E. Visuell wahrgenommene Figuren. Kobenhaven, Gyldendal Publ., 1921. 286 p. (in German)

Sedlmayr H. Iskusstvo i istina (Art and Verity). Saint Petersburg, Axiōma Publ., 2000. 271 p. (in Russian)

Опубликован
2019-08-05
Раздел
ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ