ВЕЛАСКЕС. О ЗЕМНЫХ И БОЖЕСТВЕННЫХ ПРЯХАХ
Аннотация
В статье предложен пример интерпретации картины Диего Веласкеса «Пряхи» («Миф об Арахне»), позволяющий не только объяснить историю ее восприятия, описания и бытования, но и увидеть в ней высказывание художника в рамках барочной дискуссии о высоком и низком. Обычно эту картину рассматривают либо как реалистическую («Пряхи»), либо как мифологическую («Миф об Арахне»), тогда как на самом деле она принадлежит аллегорическому жанру и представляет собой иносказательное изображение искусства живописи. Как дает понять эта сцена с земными и божественными пряхами, искусство живописи соединяет в себе противоположности: это и монотонный труд, и праздное наслаждение, и грубое ремесло, и слава шедевров, и следование природе, и власть фантазии. Высокое и низкое одинаково питают собой искусство живописи, чтобы в руках настоящего художника не противоречить друг другу, но волшебным образом соединяться. Так, как это удалось продемонстрировать Веласкесу в своей картине.
Литература
Angulo Íñiguez D. Velázquez. Cómo compuso sus principales cuadros. Sevilla, Laboratorio de Arte de la Universidad de Sevilla Publ., 1947. 102 p. (in Spanish)
Foucault M. Slova i veshchi. Arheologiia gumanitarnyh nauk (Words and Things. Archeology of the Humanities). Saint Petersburg, A-cad Publ., 1994. 406 p. (in Russian)
Iakimovich A. K. Khudozhnik i dvorets. Diego Velaskes (The Artist and the Palace. Diego Velazquez). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1989. 270 p. (in Russian)
Justi C. Diego Velazquez and His Times. London, H. Grevel&Co Publ., 1889. 537 p.
Levina I. M. Iskusstvo Ispanii 16–17 vekov (Art of Spain of the 16th – 17th Centuries). Moscow, Iskusstvo Publ., 1965. 266 p.
Ortega y Gasset J. Velazquez. Goya . Moscow, Respublika Publ., 1997. 350 p. (in Russian)
Riquetts C. The Art of the Prado. Boston, L.C. Page&Co Publ., 1907. 398 p.
Ruben E. Visuell wahrgenommene Figuren. Kobenhaven, Gyldendal Publ., 1921. 286 p. (in German)
Sedlmayr H. Iskusstvo i istina (Art and Verity). Saint Petersburg, Axiōma Publ., 2000. 271 p. (in Russian)