ПОЭЗИЯ УЛИЦ: ОПЫТ ФОРМАЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА

  • Артем Юрьевич Тылик ГБОУ Лицей № 597
Ключевые слова: уличное искусство; стрит-арт; публичное искусство; паблик-арт; городское искусство; урбан-арт; Паша 183; Тимофей Радя.

Аннотация

Цель статьи — обратить внимание на возможность междисциплинарной аналитики произведений российского уличного искусства. Автор рассматривает развитие российского уличного искусства от 1990-х гг. до настоящего времени, определяя его как самобытный художественный феномен, находящийся, возможно, в стадии своего расцвета. Несмотря на растущую популярность, произведения российских уличных художников не только не осмыслены на высоком теоретическом уровне, но и не документированы должным образом. Концентрация внимания на критическом пафосе уличного искусства не позволяет теоретикам увидеть его уникальную эстетику и поэтику. Статья призвана показать, что разговор о поэтике уличного искусства не только возможен, но и необходим. Автор обращается к методологии формальной школы литературоведения, доказывая ее применимость в аналитике произведений современных уличных художников. В частности, автор доказывает, что такие художники как Паша 183 и Тимофей Радя используют в своей практике прием, обозначенный еще Ломоносовым как «сопряжение далековатых идей», а позднее детально описанный Ю. Н. Тыняновым и Ю. М. Лотманом. Примером тому может служить работа Паши 183 (Павел Пухов) «Правда на правду», а также работа Тимофея Ради «Абажуры». Таким образом, современные уличные художники актуализируют в своей практике приемы классической русской поэзии, показывая тем самым, что материалом поэзии могут быть не только слова, но и любые другие объекты, активные семантически. А, значит, поэзия урн, бордюров и фонарей возможна, более того, она уже существует. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о наследовании российскими уличными художниками художественной программы ситуационистов 1950-х гг.

Биография автора

Артем Юрьевич Тылик, ГБОУ Лицей № 597

кандидат философских наук, учитель истории и обществознания

Литература

Bacharach С. Street Art and Consent. The British Journal of Aesthetics, 2015, vol. 55, issue 4, pp. 481–495.

Bol'shoi enciklopedicheskii slovar' (Big Encyclopedical Dictionary). Moscow, Bol'shaia Rossiiskaia ehntsiklopediia Publ., 2000. 6124 p. (in Russian)

Debord G. Psikhogeografiia (Psychogeography). Moscow, Ad Marginem Press Publ., 2015. 112 p. (in Russian)

Lewisohn C. Street Art: The Graffiti Revolution. London, Tate Publ., 2009. 160 p.

Lotman Iu. M. O poetakh i poezii. Analiz poeticheskogo teksta (On Poets and Poetry. Analysis of Poetic Text). Saint Petersburg, Iskusstvo-SPb Publ., 1996. 846 p. (in Russian)

Ponosov I. Iskusstvo i gorod (Art and City). Moscow, 2016. 208 p. (in Russian)

Riggle N. Street Art: The Transfiguration of the Commonplace. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 2010, no. 68, pp. 243–257.

Stahl J. Street Art. Bonn, VG Bild-Kunst Publ., 2013. 288 p.

Tylik A. Yu. Partizany bez lesa. Ocherki po istorii i teorii ulichnogo iskusstva (Partisans without a Forest. Essays on the History and Theory of Street Art). Saint Petersburg, Ehstezis Publ., 2018. 172 p. (in Russian)

Waclawek A. Graffiti and Street Art. New York, Thames & Hudson Publ., 2011. 208 p.

Опубликован
2019-05-25