«СВОЯ СОВРЕМЕННОСТЬ» СТАСА СВЕТОЧЕНКОВА КАК ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ АНТИЧНОГО НАСЛЕДИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА ХХI ВЕКА

  • Алёна Сергеевна Парфеникова Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Ключевые слова: современное искусство; античное наследие; цитата; культурный код.

Аннотация

Многовековая история показывает, что художники обращались к одним и тем же мифологическим и библейским сюжетам, решая различные художественные и смысловые задачи. Одни воспевали красоту античного идеала, другие наоборот стремились ее отрицать. Тем не менее, античность выступает на мировой исторической арене как эталон, с которым себя соизмеряют различные культуры и эпохи, являясь необходимой частью человеческого бытия. Художники, создавая свои произведения, стремились к их максимальной выразительности и законченности, которых можно достичь, обратившись к базовому определению античности — гармонии. Автор рассматривает влияние античной культуры на искусство рубежа ХХ–XXI вв. в контексте современности на примере творчества Стаса Светоченкова. Анализируя творческий метод Стаса Светоченкова, можно с уверенностью заключить, что он является ярким представителем современного искусства в Санкт-Петербурге. Художник предлагает зрителю оригинальные трактовки античных мифологических сюжетов, переработанные в соответствии с современными эстетическими принципами. Он использует стандартные постмодернистские приемы, помещая классические сюжеты в современный контекст. Уникальность исследования заключается в том, что материалы о художнике публикуются впервые. Статья основана на интервью с художником и многолетнем сотрудничестве с мастером в рамках педагогического процесса. Исследование проведено с использованием структурного, иконографического, формального, стилистического и сравнительного методов.

Биография автора

Алёна Сергеевна Парфеникова, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

искусствовед, аспирант

Литература

Andreeva E. Iu. Postmodernizm. Iskusstvo vtoroi poloviny 20 – nachala 21 veka (Postmodernism. The Art of The Second Half of the 20th – the Beginning of the 21st Century). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 487 р. (in Russian)

Benjamin W. Proizvedenie iskusstva v ehpokhu ego tekhnicheskoi vosproizvodimosti (The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction). Moscow, Medium Publ., 1996. 239 р. (in Russian)

Berger J. Iskusstvo videt' (Art to See). Moscow, Klaudberri Publ., 2012. 184 р. (in Russian)

Bobrinskaia E. A. Konceptualizm (Conceptualism). Moscow, Galart Publ., 1994. 216 р. (in Russian)

Bonito Oliva A. Iskusstvo na iskhode vtorogo tysyacheletiia (Art at the End of the Second Millennium). Moscow, Khudozhestvennyi zhurnal Publ., 2003. 217 р. (in Russian)

Degot' E. Iu. Russkoe iskusstvo 20 veka (Russian Art of the 20th Century). Moscow, Trilistnik Publ., 2002. 223 р.

Golosovker Ia. Eh. Skazaniia o titanah (Tales of the Titans). Moscow, Nauchno-hudozhesvennye izdaniia Publ., 1993. 320 р. (in Russian)

Gracheva S. M. Istoriia russkoi khudozhestvennoi kritiki. 20 vek (History Of Russian Art Criticism. The 20th Century). Saint Petersburg, I. E. Repina Institute Publ. 2008. 252 р. (in Russian)

Groys B. Kommentarii k iskusstvu (Comments to Art). Moscow, Khudozhestvennyi zhurnal, Pragmatika kul'tury Publ., 2003. 342 р. (in Russian)

Igrushki. Stas Svetochenkov (Toys. Stas Svetochenkov). Вorey.ru. Available at: http://borey.ru/gallery/igrushki-stas-svetochenkov/ (accessed: 14.05.2015) (in Russian)

Kolpinskii Iu. D. Velikoe nasledie antichnoi Ehllady i ego znachenie dlia sovremennosti (The Great Heritage of Ancient Hellas and Its Importance for Modernity). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1977. 161 р. (in Russian)

Kun N. Mify drevnei Gretsii (Myths of Ancient Greece). Moscow, OLMA Media Grupp Publ., 2013. 303 р. (in Russian)

Lialiakina O. Zoloto i shelk (Gold and Silk). Gallerymart.ru. Available at: http://www.gallerymart.ru/stas-svetochenkov-izgiby-shelka/ (accessed: 10.12.2018) (in Russian)

Lifshits M. A. Iskusstvo i sovremennyi mir (Art and the Modern World). Moscow, Izobrazitel’noe Iskusstvo Publ., 1978. 382 р. (in Russian)

L'vova E. P. Mirovaia khudozhestvennaia kul'tura, 20 vek. Izobrazitel'noe iskusstvo i dizain (World Artistic Culture, the 20th Century. Fine Art And Design). Moscow, Piter Publ., 2007. 464 р. (in Russian)

Petrakova A. E. Antichnost' i iskusstvo 21 veka ili “Antichnost', pritvoris' ee znatokom” (Antiquity and the Art of the 21st Century or ‘Antiquity, Pretend to be Its Connoisseur). Trudy SPbGUKI (Works of Saint Petersburg State University of Culture and Art). 2012. Cyberleninka.ru. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/antichnost-i-iskusstvo-xxi-veka-ili-antichnost-pritvoris-ee-znatokom (accessed: 18.12.2018) (in Russian)

Shevchenko N. Statia o khudozhnike Stase Svetochenkove (Article about the Artist Stas Svetochenkov) Аrtstas.spb.ru. Available at: http://www.artstas.spb.ru/about.htm/ (accessed:12.12.2018) (in Russian)

Sokolov G. I. Iskusstvo Drevnei Gretsii (Art of Ancient Greece). Moscow, Iskusstvo Publ., 1980. 271 р. (in Russian)

Опубликован
2019-05-25