«ЗНАКОМОЕ НЕВЕДОМОЕ». ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКОВ ГРУППЫ «ЭРМИТАЖ» В КОНТЕКСТЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО НОНКОНФОРМИЗМА

  • Ольга Юрьевна Кошкина
Ключевые слова: группа «Эрмитаж»; Г. Я. Длугач; аналитическая интерпретация; интерпретация формы; живопись; графика; художественный образ; художественное видение.

Аннотация

Этап нового, широкого изучения неофициального искусства в нашей стране недолог, но уже накоплен значительный фактологический и аналитический материал о художниках, художественных сообществах, выставках и процессах, происходивших в среде ленинградского нонконформизма. Однако, этот материал до сих пор остается   недостаточно исследованным, а некоторые страницы художественной жизни — обособленными. Необходимость создания целостной картины разноплановых и неоднозначных явлений очевидна. В эту задачу входит расширение круга одного из важнейших феноменов отечественного искусства второй половины ХХ в. — неофициального искусства Ленинграда 1950-х – 1980-х гг. — посредством интегрирования истории возникновения и развития Творческого объединения «Эрмитаж». Группа «Эрмитаж» — неофициальная группа художников, представляющая одно из многих художественных течений в изобразительном искусстве Ленинграда 1960-х – 1990-х гг., возникла в конце 1960-х гг. под руководством Г. Я. Длугача. Стезя упорного труда, начатая Длугачем в Государственном Эрмитаже с середины 1950-х гг. с копирования работ великих художников прошлого, через три поколения его учеников-последователей выкристаллизовалась в самобытную теорию аналитической интерпретации. Анализ работ старых мастеров собрания способствует пониманию принципа «художественного исследования», который использовался Длугачем при создании индивидуальных живописных произведений в нетривиальном толковании. Идейную платформу школы сформировали выработанные Длугачем оригинальные принципы анализа живописно-пластической формы и нетривиальное истолкование художественных произведений старых мастеров методом геометрической логистики. Творчество «эрмитажной школы», отражающее основополагающую задачу художников — выражение пластической идеи картины старого мастера посредством комбинаций линий, своеобразным иероглифом, — не ограничилось пространством Эрмитажа. Безусловно, их музейный опыт и дальнейшая художественная деятельность достойны подробного искусствоведческого изучения.

Биография автора

Ольга Юрьевна Кошкина

кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, Союза художников, Творческого союза художников России

Литература

“70-e. So_pri_chastnost'”. Katalog vystavki. Mezhmuzeinaia hudozhestvennaia vystavka, posviashchennaia leningradskomu izobrazitel'nomu iskusstvu 1970-h godov (“70. Complicity”. Catalogue of the exhibition. Museums Art Exhibition, Dedicated to the Leningrad Art of the 1970s). Saint Petersburg, Manege Central Exhibition Hall Publ., 2017. 520 p. (in Russian)

Aleksandr Zaitsev i ego krug. Katalog vystavki k 70-letiiu khudozhnika i pedagoga. V ramkah vystavki “Sankt-Peterburg — 2007” (Alexander Zaitsev and His Circle. Exhibition Catalogue to the 70-th Anniversary of Artist and Educator. Within the Framework of the Exhibition “Saint-Petersburg — 2007”). Saint-Petersburg, Enter Publ., 2008. 32 p. (in Russian)

Aleksandr Zaitsev: chislo i strast'. Katalog vystavki (Alexander Zaitsev: Number and Passion. Exhibition catalogue). Saint-Petersburg, Museum of Nonconformist Art Publ., 2008. 60 p. (in Russian)

Andreeva E. Iu. Ugol nesootvetstviia. Shkoly nonkonformizma. Moskva-Leningrad 1946–1991 (The Angle of the Inconsistency. Schools of Non-Conformism. Moscow-Leningrad 1946–1991). Moscow, Isskusstvo — 21 vek Publ., 2012. 464 p. (in Russian)

Blagodatov N. I. Leningradskie gruppy andegraunda v 1950–1960-e gody (The Leningrad Underground Groups in the 1950s–1960s). Neofitsial'noe iskusstvo v SSSR 1950–1980-e gody. Sbornik po materialam konferentsii 2012 goda. RAH. (Unofficial Art in the USSR, the 1950s –1980s. Conference materials, 2012. Russian Academy of Arts). Moscow, BooksMArt Publ., 2014, pp. 45–52. (in Russian)

Churilova E. B. “Peterburgskii strukturalizm”. Traditsii i imena (“Saint Petersburg Structuralism”. Traditions and Names). Peterburgskie iskusstvovedcheskie tetradi. (Saint Petersburg Art Notebooks). Issue 44. Saint Petersburg, AIS–AICA Publ., 2017, pp. 198–213. (in Russian)

Daniel S. M. (ed.) Traditsiia i poiski. Buklet vystavki zhivopisi, grafiki, skulptury (Tradition and Searches. Booklet Exhibition of Painting, Drawing, Sculpture). Leningrad, 1988. (in Russian)

Daniel S. M. (ed.). Vladimir Kagarlickii. Stihi i nabroski (Vladimir Kagarlitsky. Poems and Sketches). Saint Petersburg, 1995. 68 p. (in Russian)

Daniel S. M. Gruppa “Ehrmitazh” (The “Hermitage” Group). Artscity.ru. Available at: http://www.artscity.ru/statiy/obyedineniya/dlugach/ (accessed: 17.10.2018). (in Russian)

Daniel S. M. K istorii Tvorcheskogo ob"edineniia “Ehrmitazh” (The History of Creative Association “Hermitage”). Buklet vystavki Tvorcheskogo ob"edineniia “Ehrmitazh” (Booklet of the Exhibition of Creative Association “Hermitage”). Leningrad, 1991. (in Russian)

Daniel S. M. Muzei (Museum). Saint Petersburg, Avrora Publ, 2012. 288 p. (in Russian)

Daniel S. M. Seti dlia Proteia: Problemy interpretatsii formy v izobrazitel'nom iskusstve (Network for Protea: Problems of Interpretation of the Form in the Visual Arts). Saint Petersburg, Iskusstvo -SPb Publ., 2002. 304 p. (in Russian)

Evgen'ev M. Neklassicheskaia klassika (Nonclassical Classics). Novyi mir iskusstva (NoMI) (New World of Art), 1998, no. 5, p. 55. (in Russian)

Filimonov V. I. Netsenzurnaia avtobiografiia (Explicit Autobiography). Proza.ru. Available at: https://www.proza.ru/2010/04/24/1157 (accessed: 17.10.2018). (in Russian)

Kagarlickii V. K. Za predely formata: stihi i zametki (Outside the Format: Poems and Notes). Saint-Petersburg, 2011. 88 p. (in Russian)

Leikind O. L.; Severiukhin D. Ia. (ed) Novyi khudozhestvennyi Peterburg. Spravochno-analiticheskii sbornik (New Art Saint Petersburg. The analytical background collection). Saint Petersburg, Novikov Publ., 2004. 632 p. (in Russian)

Neifakh L. S. Nevidimye linii: Opyt graficheskogo analiza proizvedenii vizual'nogo iskusstva (Invisible Lines: The Experience of Graphical Analysis of Works of Visual Art). Saint Petersburg, Polytechnic University Publ, 2009. 288 p. (in Russian)

Neifakh L. S. Plasticheskaia struktura: Opyt graficheskogo analiza proizvedenii vizual'nogo iskusstva (Plastic Structure: The Experience of Graphical Analysis of Works of Visual Art). Saint Petersburg, Europeiskii dom Publ., 2005. 112 p. (in Russian)

Neklassicheskaia klassika: Tri pokoleniia “Ehrmitazhnoi shkoly” G. Dlugacha. Buklet vystavki (Nonclassical Classics: Three Generations of the “Hermitage School” of G. Dlugach. Booklet of the exhibition). Saint Petersburg, Serebrianyi vek Publ., 1998. 16 p. (in Russian)

Peterburgskii strukturalizm. Katalog vystavki (Petersburg Structuralism. Catalogue of the exhibition). Saint Petersburg, The Museum of 20th and 21st Century St. Petersburg Art Publ., 2017. 58 p. (in Russian)

Severiukhin D. Ia. Khudozhestvennyi rynok Sankt-Peterburga — Petrograda — Leningrada, ego rol' i znachenie v istorii razvitiia otechestvennogo izobrazitel'nogo iskusstva (Art Market of Saint Petersburg — Petrograd —Leningrad, Its Role and Importance in the History of the Development of Russian Fine Arts): Full Doctor of Science Thesis. Moscow, 2010. 860 p. (in Russian)

Shaman'kova A. I. Religioznaia tema v otechestvennoi zhivopisi vtoroi poloviny 20 – nachala 21 vv. (Religious Theme in Russian Painting of the Second Half of the 20th – the Early 21st Centuries): PhD Thesis. Saint Petersburg, 2013. 413 p. (in Russian)

Skobkina L. A. Geroi leningradskoi kul'tury. 1950–1980-e (Heroes of Leningrad Culture. 1950–1980). Saint Petersburg, Manege Central Exhibition Hall Publ., 2005. 256 p. (in Russian)

Tumin M. E. “Obraz — format — modul'” kak universal'nyi podkhod k resheniiu problem vizual'nykh iskusstv (“Image — Format — Module” as a Generic Approach to Solving the Problems of Visual Arts). Problemy modernizatsii vysshego obrazovaniia v kommunikatsionnom obshchestve (Problems of Modernization of Higher Education in the Communication Society). Saint Petersburg, TTID Publ., 2005, pp. 206–207. (in Russian)

Tvorchestvo i logika. Vystavka-brifing. Buklet (Creativity and Logic. Trade Show — Briefing. Booklet). Tol'iatti, 1986. (in Russian)

Vlasov V. G. Implitsitnaia ehstetika, granitsy diletantizma i degradatsiia kritiki (Implicit Aesthetics, Borders of Dilettantism and Degradation of Criticism). Arhitekton: izvestiia vuzov (Architecton: News of Universities), 2016, no. 55, pp. 3–18. (in Russian)

Zaitsev A. Grafika i literatura (Graphics and Literature). Saint Petersburg, 2010. 352 p. (in Russian)

Zaitsev A. P. Metod risunka (Picture Method). Saint Petersburg, Agraf Publ, 2005. 40 p. (in Russian)

Zaitsev A.; Daniel S.; Kochubei P. Neklassicheskaia klassika: Tri pokoleniia “Ehrmitazhnoi shkoly” G. Dlugacha. Katalog vystavki (Nonclassical Classics: Three Generations of the “Hermitage School” of G. Dlugach. Exhibition catalogue). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 1998. 32 p. (in Russian)

Zaslavskii A. S. Samopoznanie Guseva (Gusev’s Self-knowledge). Nasledie-rus.ru. Available at: http://nasledie-rus.ru/podshivka/12120.php (accessed: 17.10.2018). (in Russian)

Опубликован
2019-05-25