РАННИЙ ПЕРИОД НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ЛЕНИНГРАДСКИЙ КОНТЕКСТ

  • Георгий Алексеевич Соколов Государственный Эрмитаж
Ключевые слова: неофициальное искусство; второй модернизм; модернизм; дип-арт; формализм; формотворчество; Арефьевский круг; Александр Арефьев.

Аннотация

Статья посвящена анализу существующего взгляда на истоки неофициального искусства. Автор указывает, что сложившийся в науке консенсус относительно этих истоков не учитывает искусство Ленинграда первого послевоенного десятилетия. Ленинградские художники, работавшие вне соцреализма после войны, продолжают предвоенное модернистское искусство и зачастую являются прямыми учениками модернистов/авангардистов. Несмотря на общность социальных условий их существования с условиями московских художников, истоки и основания искусства ленинградцев заметно отличаются. Тем не менее, в глобальной перспективе они являются частью общей картины искусства второй половины ХХ в. Для объединения ленинградской и московской версий послевоенного «формализма» в статье предлагается термин «второй модернизм». В заключительном разделе статьи проводится попытка сопоставить искусство одного из художников ленинградского второго модернизма, Александра Арефьева, с современным ему западноевропейским контекстом, в который он вписывается достаточно естественно. Это показывает, что иные — по сравнению с Москвой — основания формирования модернистского искусства в Ленинграде становятся почвой для возникновения актуальных в общеевропейском контексте явлений. Проведённое исследование показывает, что при разговоре об истории советского неофициального искусства как об истории русского искусства второй половины ХХ в. необходимо учитывать ленинградский контекст — это значительно дополняет уже сложившуюся картину.

Биография автора

Георгий Алексеевич Соколов, Государственный Эрмитаж

историк культуры, лаборант

Литература

Andreeva E. Iu. Postmodernizm: iskusstvo vtoroi poloviny 20 – nachala 21 veka. (Postmodernism: Art of the Second Half of the 20th – the Beginning of the 21st Century). Saint Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2007. 488 p. (in Russian)

Andreeva E. Iu. Ugol nesootvetstviia: shkoly nonkonformizma, Moskva — Leningrad, 1946 –1991. (The Corner of Mismatch: Schools of Nonconformism, Moscow — Leningrad, 1946–1991). Moscow, Iskusstvo-XXI vek Publ., 2012. 464 p. (in Russian)

Basin A. “Nas pachkaet ne chto vkhodit, no chto iskhodit” (pamiati Aleksandra Aref'eva) (“It's not what Gets Inside that Gets Dirty, but What Comes out of Us” (In Memory of Alexandr Arefyev)). Chasy (Clock), 1979, no. 13, pp. 188–201. (in Russian)

Bobrinskaia E. A. Chuzhye? Neofitsial'noe iskusstvo: mify, strategii, kontseptsii (Aliens? Informal Art: Myths, Strategies, Concepts). Moscow, Sh. P. Breus Publ., 2012. 496 p. (in Russian)

Chudeczkaia A. Mexanizm vosstanovleniia pamiati: aktualizatsiia opyta “formalistov” v zhivopisi molodykh khudozhnikov v gody ottepeli (The Mechanism of Restoring Memory: Updating The Experience of “Formalists” in Young Artists Painting during the Thaw Years). Pamiat’ kak ob’’ekt i instrument iskusstvoznaniia. Sbornik statei (Memory as an Object and a Tool of Art Studies. Collection of articles). Moscow, State Institute for Art Studies Publ., 2016, pp. 368–377. (in Russian)

Degot' E. Russkoe iskusstvo 20 veka (Russian Art of the 20th Century). Moscow, Trilistnik Publ., 2002. 220 p. (in Russian)

D'iakonov V. Ataka na kholst (Attack on canvas). Artguide.com. Available at: http://artguide.com/posts/1216#footnote-8 (accessed: 20.12.2018). (in Russian)

D'iakonov V. N. Moskovskaia khudozhestvennaia kul'tura 1950 1960-kh godov. Vozniknovenie neofitsial'nogo iskusstva (Moscow Art Culture of the 1950–1960s. The Emergence of Unofficial Art): PhD Thesis. Moscow, 2009. 140 p. (in Russian).

Florkovskaia A. K. Fenomen moskovskogo neofitsial'nogo iskusstva pozdnesovetskogo vremeni: evoliutsiia, sotsiokul'turnyi kontekst, soobshchestva, strategii, khudozhestvennye napravleniia (The Phenomenon of the Moscow Unofficial Art in the Late Soviet Time: Evolution, Socio-Cultural Context, Communities, Strategies, Art Directions: Full Doctor of Science Thesis). Saint Petersburg, 2018. 423 p. (in Russian)

Foster H.; Krauss R.; Bois Y.-A.; Buchloh B.; Joselit D. Art Since 1900. Modernism. Antimodernism. Postmodernism. London, Thames&Hudson, 2007. 704 p.

Kizel'vater G. Vremia nadezhd, vremia illiuzii. Problemy sovetskogo neofitsial'nogo iskusstva. 1950 – 1960 gody. Stat'i i materialy (The Time of Hope, the Time of Illusions. Problems of the Soviet Unofficial Art. The 1950s–1960s. Articles and Materials). Moscow, Novoe Literaturnoe obozrenie Publ., 2018. 560 p. (in Russian)

Napreenko G.; Novozhenova A. Epizody modernizma: ot istokov do krizisa (Episodes of Modernism: from Origins to Crisis). Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ., 2018. 192 p. (in Russian)

Plungian N. (ed.). Modernizm bez manifesta. Sobranie Romana Babicheva. Tom 2. Russkoe iskusstvo.1920–1950 (Modernism without a Manifesto. Roman Babichev Collection. Vol. 2. Russian Art. 1920–1950). Moscow, Moscow Museum of Contemporary Art Publ., 2017. 652 p. (in Russian).

Sokolov G. A. Problema auditorii i adresata v sovetskom neofitsial'nom iskusstve (1940-ye – 1960-ye gg.) (The Issue of the Audience and the Addressee in the Soviet Unofficial Art (the 1940s –1960s). (unpublished). (in Russian)

Опубликован
2019-05-25