ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД Б.М. КАЛАУШИНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ К КИТАЙСКИМ СКАЗКАМ
Аннотация
Статья посвящена исследованию творческого наследия лениградского художника Бориса Матвеевича Калаушина (1929–1999) в области иллюстрирования китайских сказок. Б.М. Калаушин известен как исследователь русского авангарда, участник Общества «Аполлон», основатель одноименной художественной галереи и альманаха (1991). В то же время его художественное наследие в области иллюстрирования китайских сказок недостаточно изучено, что и определяет актуальность темы. Автор ставит задачу изучения художественно-стилистических и эстетических категорий книжной графики Б.М. Калаушина, его творческого метода в иллюстрациях к китайским сказкам («Травинка-невидимка. Сказки народов Китая» (Детгиз, 1961), «Секрет драгоценной тыквы» (Дет. лит., 1958). Особое внимание уделяется анализу взаимодействия символов и образов традиционного китайского искусства с приёмами выразительности русского авангарда. Исследование данной проблематики позволит дополнить представление о синтезе и интеграции китайского искусства и культуры в российском и мировом художественном процессе.
Литература
Androsenko, T. (2013) Khudozhniki Murzilki [Artists of Murzilka, 1924–2013]. Moscow: Trimag Publ. (in Russian)
Bazhenova, A.E. (2018) ‘Pictorial drawings by A.G. and V.G. Traugots as a phenomenon of Leningrad book graphics’, Bulletin of St. Petersburg University. Art history, 8, 2, pp. 214–231. (in Russian)
Chen, Hao (1988) Rites of Passage. Comment. Shanghai: Shanghai Ancient Books Publishing House. (in Chinese)
Feng, Jicai (2019) Collection of Chinese Woodblock New Year Pictures•Russian Collection Volume. Beijing: Zhonghua Bookstore Publ. (in Chinese)
Gapeeva, V.I. (1981), Gusev, V.A., Tsvetova, A.V. Isobrazite’lnoe iskusstvo Leningrada [Fine art of Leningrad: 1917–1977]. Leningrad: Artist of the RSFSR Publ. (in Russian)
Kalaushin, B.M. (1994) ‘Nikolai Kulbin: The search. From the history of the Russian avant-garde’[Nicolay Kulbin: Poisk. Is istorii russkovo avangarda. The Apollo Almanac. Vol. I, book I]. Saint Petersburg: Apollo Publ. (in Russian)
Kalaushin, B.M. (1995) Burluk. Zvet i rifma [Burlyuk. Color and rhyme]. Saint Petersburg: Apollo Publ. (in Russian)
Kamensky, A.A. (1960) ‘Graphics and modernity’, Tvortschestvo [Creativity], 7, pp. 6–7. (in Russian)
Konchalovsky, P.P. (1964) Khudozhestvennoe nasledie [Artistic heritage]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Kononikhin, N.Y. (1998) Zhivopis Leningrada–Sankt-Petersburga: 1948–1998 Is chastnykh kollektsii [Painting of Leningrad – Saint Petersburg: 1948–1998. From private collections. CD-ROM]. Saint Petersburg: Art Media Publ. (in Russian)
Kononikhin, N.Y. The Ascetic of the Russian Avant-Garde (in Memory of Boris Kalaushin). Available at: http://www.nikolaygallery.ru/archiv/podvizhnik-russkogo-avangarda-pamyati-borisa-kalaushina.html
Li Xiang (2021) ‘The Image Narrative Form and Characteristics of Opera Woodcut New Year Paintings-Centered on Traditional Opera Narrative’, Sichuan Drama, 1, pp. 104–110. (in Chinese)
Pushkarev, V. (1976) Isobrazitelnoe iskusstvo Leningrada. Katalog vystavki [Fine art of Leningrad. Exhibition catalog]. Leningrad: Artist of the RSFSR Publ. (in Russian)
Ryan, M.-L. (2019) ‘Cross-media Narrative’, Bulletin of Sichuan University. (in Chinese)
Sun Haitong, Fang Yong (2007) Zhuangzi. Beijing: Zhonghua Bookstore Publ. (in Chinese)
Wang Shucun (2003) Chinese folk painting. Beijing Arts and Crafts Publishing House. (in Chinese)