ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ ЦВЕТА В ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВА М.В. МАТЮШИНА

  • Василиса Александровна Шарифулина Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина http://orcid.org/0009-0005-7508-1284
Ключевые слова: М.В.Матюшин, цвет, цветовая система, цветозвук, микрохроматика, Новый пространственный реализм, Русский авангард.

Аннотация

Целью данной статьи является уточнение концепции цвета в колористической системе М.В. Матюшина — ключевого деятеля русского авангарда 1910–1920-х годов. Критическое и философское творчество художника рассмотрено в качестве идеологического контекста его художественного наследия. Проведен анализ понятия цвета в контексте теории «Нового пространственного реализма». Основные этапы ее формирования прослежены в текстах статей художника и их редакциях, выделены ключевые идеи и черты концепций пространства, «органической культуры». Дана краткая биографическая характеристика музыкального творчества М.В. Матюшина, касающаяся проблемы микрохроматики. С помощью сопоставления понятий цвета и звука, художественной и музыкальной теории и практики М.В. Матюшина выявлено их взаимное влияние, происходившее при исследовании художником контрастных цветов и обертонных призвуков как качественно и структурно близких феноменов. В ходе анализа обозначены возможные источники философии искусства мастера, в частности концепция «четвертого измерения», выявлено соответствие интересов художника с тенденциями в искусстве и культуре рассматриваемого периода. Итогом исследования стало определение места и роль понятия цвета в философской картине мира М.В. Матюшина. Сделан вывод о психофизических свойствах данного феномена, их значения как универсальных закономерностей в контексте исследовательской деятельности мастера. Попытка реконструкции представлений М.В. Матюшина о цвете основана на анализе опубликованных и неопубликованных текстов художника. Описание феномена цветности в рамках отдельной творческой биографии дало возможность определить общие проблемы исследования русского авангарда и цветовых систем.

Биография автора

Василиса Александровна Шарифулина, Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина

студентка

Литература

Abramov, L.K. (ed.) (1968) Rukovodstvo po tsvetu dlia arkhitektorov, stroitelei, studentov [Color Guide for Architects, builders, students]. Leningrad. (in Russian)

Bobko, J. (ed.) (1992) The Great Utopia: The Russian and Soviet Avant-Garde, 1915–1932. New York: Guggenheim Museum.

Douglas, C. (2015) “Lebedi inykh mirov” i drugie stat’i ob avangarde [“Swans of Other Worlds” and other articles about the avant-garde]. Moscow: Tri Kvadrata Publ. (in Russian)

Kandinskii, V.V. Perepiska 1911–1936 [Correspondence 1911–1936]. Hahl-Fontaine, J. (ed.) Moscow: Grundrisse Publ. (in Russian)

Kovalenko, G.F. (ed.) (2011) Bespredmetnost’ i abstraktsiia [Non-objective and abstraction]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Kulbin, N. (1909) Svobodnaia muzyka. Primenenie novoi teorii khudozhestvennogo tvorchestva k muzyke [Free music. The application of the new theory of artistic creativity to music]. Saint-Petersburg: Voennaia tipografiia Publ. (in Russian)

Matyushin, M.V. (1913) 'About the book by Glaze and Macenger “Du cubism” ’, Soyuz molodyozhi [Youth Union], 3, pp. 25–34. (in Russian)

Matyushin, M.V. (2007) Spravochnik po cvetu. Zakonomernost’ izmenyaemosti cvetovyx sochetanij [The Color Guide Book. The regularity of the variability of color combinations]. Moscow: D. Aronov Publ. (in Russian)

Matyushin, M.V. (2011) Tvorcheskii put’ khudozhnika [The creative path of the artist]. Moscow: Museum of Organic Culture Publ. (in Russian)

Povelikhina, A. (2000) ‘The theory of World Unity and the Organic trend in the Russian avant-garde of the XX century’, in: Organika. Bespredmetnyi mir Prirody v russkom avangarde XX veka. Moscow: RA Publ., pp. 8–17. (in Russian)

Tilberg, M. (2008) Tsvetnaia vselennayia. Mikhail Matyushin ob iskusstve i zrenii [The colored universe. Mikhail Matyushin on art and vision]. Moscow: NLO Publ. (in Russian)

Tolstikhina, E.M. (2021) ‘Kazimir Malevich's Circle: the musical environment of Russia in 1910–1915’, Aspirantskii sbornik. Sbornik statei po materialam Mezhdunarodnogo foruma molodykh issledovatelei iskusstva «Nauchnaia Vesna-2020». [Postgraduate collection. Collection of articles based on the materials of the International Forum of Young Art Researchers “Scientific Spring 2020”], 11. Moscow: State Institute of Art Studies Publ., pp. 171–176. (in Russian)

Uspensky, P.D. (1914) Chetvertoe izmerenie [The fourth dimension]. Saint-Petersburg. (in Russian)

Weisberger, E. (ed.) (1986) The Spiritual in Art: Abstract Painting, 1890–1985. Los Angeles: Los Angeles county museum of art.

Опубликован
2024-11-08
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ