ОБРАЗ САРЫ БЕРНАР В КОММЕРЧЕСКОЙ ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ В.
Аннотация
Появление иллюстрированной рекламы во Франции стало значительным событием в искусстве XIX в. С открытием больших магазинов печатная реклама заняла свое место на парижских улицах. Формирующийся рынок товаров нуждался в увеличении продаж. Для привлечения покупателей на рекламных плакатах, карточках, обложках журналов располагали изображения наиболее известных личностей, в том числе из театральных кругов. Став олицетворением успеха, женской привлекательности и элегантности, Сара Бернар была одной из первых. Статья посвящена использованию образа Сары Бернар в коммерческой печатной графике для продвижения различных товаров в конце XIX – начале ХХ в. Показано, что, используя изображение Сары Бернар, художники предлагали потребителю рекламы не столько качественный товар, сколько потенциальный образ жизни великой актрисы, который каждый может перенять и повторить просто став покупателем.
Литература
Alfred, D. (1882) ‘Fédora’, Le Figaro, pp. 1–2. (in French).
Auclair, M. (2023) ‘Sarah Bernhardt et la musiqeu’, in: Сantarutti St., Champy-Vinas C., Lemoine, A. (еd.) Sarah Bernhardt. Et la femme créa la star: Exhibition catalogue. Paris: Paris Musées Publ. P. 100–102. (in French).
Barnicoat, J. (1972) A concise history of posters: 1870–1970. New York: Thames and Hudson Publ.
Beiker, F. (2008) Absent. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (in Russian).
Bernhardt, S. (2013) L’art du theatre. St.Petersburg: Lan’, Planeta muzyki Publ. (in Russian).
Blomberg, S. (2010) Vlastitel’nitsa poz i koroleva zhesta. Sara Bernar [The queen of poses and the queen of gestures. Sarah Bernhardt]. Gertsliia: Isadon Publ. (in Russian).
Bozhovich, V.I. (1987) Traditsii i vzaimodeistvie iskusstv. Frantsiia konets XIX – nachalo XX veka [Traditions and interaction of the arts. France at the end of the 19th – beginning of the 20th century]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian).
Camille, L. (еd.) (1900) Eugène Grasset et so..n oeuvre. Paris: Éditions de «La Plume» Publ. (in French).
Cantarutti, St., Champy-Vinas, C., Lemoine, A. (еd.) (2023) Sarah Bernhardt. Et la femme créa la star. Paris: Paris Musées Publ. (in French).
Cate, P., Hitchings, S.H., Mellerio, A. (1978) The color revolution: color lithography in France, 1890–1900. Santa Barbara; Salt Lake City: Smith Publ.
Chaulin, Ch. (2023) ‘La Bernhardt devient une marque Une influenceuse avant l’heure’, in: BeauxArts&Cie. Sarah Bernhardt. Et la femme cree la star. Mars Publ. (in French).
Chekhov, A.P. (1881) ‘Sarah Bernhardt. Again about Sarah Bernhardt’, Zritel’ [Spectator], 23–24. (in Russian).
Colombier, M. (1881) Voyages de Sarah Bernhardt en Amérique. Paris: M. Dreyfous Publ. (in French).
Delbee, A. (2000) Le sourire de Sarah Bernhardt. Paris: Fayard Publ. (in French).
Fuk’e, A. (1900) Sara Bernar na stsene i doma [Sarah Bernhardt on stage and at home]. St. Petersburg: Podsnezhnik Publ. (in Russian).
Gorfunkel’, E.I. (1995) ‘Around Sarah Bernhardt’, Bernhardt, S. Moia dvoinaia zhizn’ [My double life”. St. Petersburg: Severo-zapad Publ. (in Russian).
Gottlieb, R. (2010) Sarah: the life of Sarah Bernhardt. New Haven. Yale university press.
Huret, J. (1899) Sarah Bernhardt. London: Chapman & Hall, Ltd.
Joannis, C. (2000) Sarah Bernhardt «Reine de l’attitude et princesse des gestes». Paris: Payot Publ. (in French).
Kem, T.E. (2023) ‘The image of Sarah Bernhardt in the French illustrated press of 1870–1920’, Articult, 3 (51), pp. 62–96. (in Russian)
‘Krik langusty otkryl Rybakovskii festival’ v Tambove’, Moskovskii komsomolets, 12.05.2019. Available at: https://tambov.mk.ru/culture/2019/05/12/krik-langusty-otkryl-rybakovskiy-festival-v-tambove.html (accessed: 02 June 2023).
Levashov, V. (2012) Lektsii po istorii fotografii [Lectures in the history of Photography]. Moscow: Treemedia Publ. (in Russian).
Marcus, S. (2011) Salomé!! Sarah Bernhardt, Oscar Wilde, and the Drama of Celebrity, in: Modern Language Association of America: 1 October. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Salom%C3%A9!!-Sarah-Bernhardt%2C-Oscar-Wilde%2C-and-the-of-Marcus/4bcc4f3300804d46fd734e5cfb4b901a23a15cd4 (accessed: 29 November 2022).
Michurina-Samoilova, V.A. (1946) Shest’desiat let v iskusstve [60 years in art]. Leningrad; Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian).
Nikiforova, I. (2011) ‘Advertising as a reflection of the era’, Tret’iakovskaia galereia [The Trtyakov Gallery Magazine], 2 (31), pp. 49–57 (in Russian).
Nikiforova, I.A. (2011) Frantsuzskaia afisha iz sobraniia Gosudarstvennogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv imeni A.S. Pushkina [French poster from the collection of the Pushkin State Museum of Fine Arts]. Moscow: SkanRus Publ. (in Russian).
Obukhova, N.A. (1970) Vospominaniia, stat’i, materialy [Memoirs, articles, materials]. Moscow: Vserossiskoe teatral’noe obschestvo Publ. (in Russian).
Ockman, C., Silver, K.E. (2005) Sarah Bernhardt. The art of high drama. Jewish Museum. New York: Yale University Press.
Petukhova, E.A. (2012) ‘Jules Chéret and "Les Maîtres De L’affiche" ’, Actual Problems of Theory and History of Art, 2, pp. 292–297. (in Russian)
Peyramaure, M. (2002) La divine: Le roman de Sarah Bernhardt. Paris: Le Grand livre du mois. (in French)
Pikon, S.O. (2012) Sara Bernar [Sarah Bernhardt]. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (in Russian).
Poliakov, V.V. (2002) Evropeiskaia tirazhnaia grafika ot Goii do Pikasso [European print run graphics from Goya to Picasso]. Moscow: Toplivo i energetika Publ. (in Russian).
Re, L. (2002) ‘D’Annunzio, Duse, Wilde, Bernhardt: il rapporto autore, attrice fra decadentismo e modernità’, MLN, 117, 1. Johns Hopkins University Press Publ., pp. 115–152. (in Italian).
Richardson, J. (1977) Sarah Bernhardt and Her World. London: Weidenfeld and Nicolson.
Ruocco, D. (2005) Sarah Bernhardt: Conferenza tenuta nel 2002 in all’Università Popolaredi Monza con il titolo Sarah Bernhardt, L’eterna giovane, Available: https://www.academia.edu/45163603/Sarah_Bernhardt (accessed: 02. June 2023)
Sarse, F. (1881) Sara Bernar. Biograficheskii ocherk [Sarah Bernhardt. Biography]. St. Petersburg: Tipo-Litografiia A.E. Landu Publ. (in Russian)
Schardt, H. (1987) Paris 1900: the art of the poster. New York: Portland House.
Schurmann (1893) Les etoiles en voyage: La Patti: Sarah Bernhardt: Coquelin. Paris: Tresse & Stock, Editeurs Publ. (in French)
Skinner, K.O. (1968) Madam Sarah. New York: Dell Publishing Co.
Smirnova, N.A. (1947) Vospominaniia [Memoirs]. Moscow: Vserossiiskoe teatral’noe obschestvo Publ. (in Russian)
Smolina, K.A. (2010). Sto velikikh teatrov mira [100 great theatres of the world]. Moscow: Veche Publ. (in Russian)
Tugendkhol’d, Ia. (1928) ‘Poster in the West’, in: Khudozhestvennaia kul’tura Zapada: Sbornik statei [Artistic Culture of the West: collection of articles]. Moscow, Leningrad: Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ. (in Russian)
Valentey, M.A. (ed.) (1967) Vstrechi s Meierkhol’dom. Sbornik vospominanii [Meeting Meyerholdt. Memoirs]. Moscow: Vserossiiskoe teatral’noe obschestvo Publ. (in Russian)
Verneuil, L. (1942) The Fabulous Life of Sarah Bernhardt. London, New York: Harper & Brothers.
Vitu, A. (1891) ‘Le succès au théâtre’, Le Figaro, 23 August, p. 2. (in French)
Zembski, L.C. (2019) Self-fashioning and Performance in the Autobiographical Work of Sand, Bernhardt and Colette. PhD Dissertation. The University of Texas at Austin.
Zhidel’, A. (2010). Sara Bernar [Sarah Bernhardt]. Moscow: Eterna Publ. (in Russian)