СЕРИЯ «ИНТИМНОСТИ» ФЕЛИКСА ВАЛЛОТТОНА КАК КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ

  • Милена Константиновна Пыльгаева Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0009-0007-1516-7443
Ключевые слова: Феликс Валлоттон, ксилография, принцип редукционизма, репрезентация сексуальности, fin de siècle, la Revue blanche.

Аннотация

В последние годы эпоха постимпрессионизма подвергается активному пересмотру, что, в свою очередь, находит отражение в многочисленных научных публикациях. Одной из ключевых фигур художественной сцены этого времени является Феликс Валлоттон (1865–1925). К сожалению, русскоязычной литературы, освещающей его деятельность, не так много. Традиционно художника рассматривают лишь как члена группы наби, несмотря на то, что в её составе он трудился довольно непродолжительный отрезок времени. Мы же рассматриваем его как незаконно задвинутую на задний план независимую творческую единицу, выработавшую новый изобразительный язык чёрно-белой графики, который проложит дорогу последующим поколениям. В настоящем исследовании предпринята попытка дать характеристику образно-тематических и семантических особенностей графической серии «Интимности» (1898), включающей в себя 10 основных эстампов и предваряющий их лист с деконструкцией, состоящей из фрагментов каждой из десяти ксилографий. Эта графическая сюита, репрезентирующая травматизм буржуазной семейной жизни и обличающая пороки французского общества, не только подводит итог поискам нового графического языка, но и является вершиной сатирически-едких исследований современной художнику действительности. Основной целью автора было определение специфики серии и её демонстрация в особом историко-культурном контексте. Кроме того, в рамках этой статьи выявляются специфические художественные приёмы, применяемые мастером: так, придерживаясь принципов экономии средств, Валлоттону удаётся добиться большей выразительности.

Биография автора

Милена Константиновна Пыльгаева, Российский государственный гуманитарный университет

студентка

Литература

Brodskaia, N. V. (1973) Ksilografiia Feliksa Vallotona [Woodcuts by Felix Vallotton], PhD Thesis, Leningrad. (in Russian)

Duby, G., Perrot, M. (eds) (1994) History of Women in the West: Vol. 4: Emerging Feminism from Revolution to World War. Cambridge, MA: Harvard University Press.

Ducrey, М. (1989) Félix Vallotton: his life, his technique, his paintings. Lausanne: Edita Publ.

Félix Vallotton: Das druckgraphische Werk. Holzschnitte. Lithographien. Radierungen. Katalog (1989) [Félix Vallotton: The graphic work. Woodcuts. Lithographs. Etchings. Catalog] Austellung. Kunsthalle Bremen Publ. (in German)

Foucault, M. (1976) Histoire de la sexualite. Vol. 1: la volonte de savoir. Paris: Gallimard Publ. (in French)

Guisan, G. (1973), Jakubec, D. Félix Vallotton: documents pour une biographie et pour l’histoire d’une oeuvre. Présentation, choix et notes de Gilbert Guisan et Doris Jakubec [Félix Vallotton: documents for a biography and the history of a work. Presentation, selection and notes by Gilbert Guisan and Doris Jakubec]. Lausanne, Paris: Bibliothèque des arts. (in French)

Horn, U. (1987) Félix Vallotton – das graphische Werk Félix Vallotton [Félix Vallotton – the graphic work of Félix Vallotton]. Berlin: Eulenspiegel Publ. (in German)

Ivik, O. (2020) O brachnoi i vnebrachnoi zhizni [On marriage and non-marital life]. Moscow: NLO Publ. (in Russian).

Klushina E. V. (2017) ‘Features of artistic design of the illustrated magazine “Gil Blas Illustré” ’, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history. Issues of theory and practice], 8 (82), pp. 99–103. (in Russian)

Koella, R. (2003) Vom Bild zur Grafik, von der Grafik zum Bild – Wechselwirkungen im Schaffen von Félix Vallotton [From picture to graphic, from graphic to picture – interactions in the work of Félix Vallotton] Bietigheim-Bissingen: Städtische Galerie Publ. (in German)

Kostenevich, A.G. (1996) Bonnar i khudozhniki gruppy Nabi: kollektsii muzeev Rossii: al’bom [Bonnard and artists of the Nabi group: collections of Russian museums: album]. St. Petersburg: Avrora Publ.; Burnemut: Parkstoun Publ. (in Russian).

Maugue, А. (1987) L’identité masculine en crise au tournant du siècle, 1871–1914 [ Male identity in crisis at the turn of the century, 1871–1914] Marseille, Éditions Rivages. (in French).

Meier-Graefe, J. (1898) Félix Vallotton. Biographie [Félix Vallotton. Biography.] Paris, Berlin: Edmond Sagot, J.A. Stargradt Publ. (in German)

Newman, S.M. (1991) Félix Vallotton. New Haven, New York: Yale University Art Gallery, Abbeville Press

Shhekatihin, N. N. (1920) Feliks Valloton [Felix Valloton]. Moscow: Al’tsiona Publ. (in Russian).

Strindberg, A. (1975) The Plays of August Strindberg. Madison: Secker and Warburg.

Thomson, R. (2004) The Troubled Republic: Visual Culture and Social Debate in France, 1889–1900. New Haven and London: Yale University Press.

Wilde, O. (1913) The Picture of Dorian Gray. London: Simpkin, Marshall, Hamilton, Kent and Co LTD.

Опубликован
2024-11-06
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ