ЖЕНЩИНЫ-ХУДОЖНИЦЫ В США НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ, ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ
Аннотация
XIX век ознаменован важнейшими социальными и экономическими изменениями, которые, несомненно, находили свое отражение в искусстве и культуре США. Этот период во многом ознаменован борьбой женщин за свои права, и гендерный аспект играл важную роль в формировании и развитии американской художественной жизни на рубеже веков. Целью исследования является выявление и анализ вклада женщин-художниц в художественную (культурную) жизнь США в конце XIX – начале XX века. Кратко охарактеризовав социокультурный и художественный контекст этого периода, автор выделяет основные художественные центры, сложившиеся в США и отмеченных наибольшей активностью профессиональных художниц. Отдельное внимание в статье уделяется описанию творческого пути наиболее ярких их представительниц. Используя историко-биографический и контекстуальный подходы, автор с помощью методов сопоставления и анализа выявляет ряд тенденций развития художественной жизни США на рубеже XIX–XX веков. Благодаря чему автор приходит к выводу, что, несмотря на существующие социальные ограничения на протяжении рассматриваемого периода в художественной жизни США последовательно росла роль женщин. Предпринимаемые ими попытки живописного переосмысления роли женщины в современном обществе органично укладываются в русло важнейших социокультурных изменений в Америке на рубеже веков (в рассматриваемый период), а часто являются стимулом для дальнейшего развития.
Литература
Angelilli, C. (2007) Inked Impressions: Ellen Day Hale and the Painter-Etcher Movement: January 26 – April 14, 2007. Carlisle, PA: Trout Gallery, Dickenson College.
Aronson, J. (2022), Buick, K.P. ‘Elizabeth Nourse (1859–1938)’, in: Eldredge, C.C. The Unforgettables: Expanding the History of American Art. University of California Press, pp. 50–56.
Burke, M.A. (1983) Elizabeth Nourse, 1859–1938: A Salon Career. Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press.
Burns, S. (2000) ‘Under the Skin: Reconsidering Cecilia Beaux and John Singer Sargent’, The Pennsylvania Magazine of History and Biography, 124, 3, pp. 317–347.
Carter, A.A. (2005) Cecilia Beaux: A Modern Painter in the Gilded Age. New York: Rizzoli.
Chadwick, W. (1997) Women, art, and society. New York: Thames and Hudson.
Dotterer, R.L. (1992), Bowers, S. Politics, Gender, and the Arts: Women, the Arts, and Society. Selinsgrove: Susquehanna University Press.
Gordon, J. (1978) ‘Early American Women Artists and the Social Context in Which They Worked’. American Quarterly, 30, 1, pp. 54–69.
Harris, A.S. (1984), Nochlin, L. Women Artists: 1550–1950. New York: Alfred A. Knopf.
Hirshler, E. (2001) A studio of her own: women artists in Boston, 1870–1940. Boston: MFA Publications.
James, J.W. (1981) Changing Ideals about Women in the United States, 1776–1825. N.Y.: Garland.
Keny, J.M. (1994) ‘Ohio Impressionists and Post-Impressionists’, American Art Review, April–May.
Laurence, M. (2017) et al. Women Artists in Paris, 1850–1900. New Haven: American Federation of Arts & Yale University Press.
Martindale, M.; Moffat, P. (1990) Lilla Cabot Perry: An American Impressionist. Washington, D.C.: National Museum of Women in the Arts Publ.
Mathews, N.M. (1984) Cassatt and Her Circle: Selected Letters. New York: Abbeville Publisher.
Mathews, N.M. (1998) Mary Cassatt: A Life. New Haven: Yale University Press.
Mintz, St. (1988), Kellog, S. Domestic Revolutions. A Social History of American Family Life. N.Y.: Simon and Schuster.
Nochlin, L. (1971) Why Have There Been No Great Women Artists? Available at: https://www.artnews.com/art-news/retrospective/why-have-there-been-no-great-women-artists-4201/ (accessed: 15.04.2023)
Nochlin, L. (1989) Women, art, and power: and other essays. New York: Avalon Publishing, 1989.
Pollock, G. (1992) ‘Modernity and the Spaces of Femininity’, in: Broude, N., Garrard, M.D. The Expanding Discourse: Feminism and Art History. New York: Harper Collins, pp. 244–267.
Tappert, T. (1995) Cecilia Beaux and the Art of Portraiture. Smithsonian Institution.
Tufts, E. (1987) American Women Artists 1830–1930. Washington, D.C.: The National Museum of Women in the Arts.