ЭСТЕТИКА ДЕКАДАНСА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ОБРИ БЕРДСЛЕЯ К «ЖЕЛТОЙ КНИГЕ»
Аннотация
Автор анализирует иконографию и семантику графических работ Обри Бердслея, опубликованных в первых четырех выпусках литературного журнала «Желтая книга» за 1894 г., для выявления черт и осмысления специфики эстетики декаданса в искусстве Англии конца XIX века. Необходимо отметить, что «Желтая книга» впервые выступает самостоятельным объектом исследования в русскоязычной историографии. Актуальность исследования обусловлена малой изученностью в России как феномена декаданса в целом, так и художественной деятельности Обри Бердслея в частности. Декаданс, как художественное и литературное направление, зародился во Франции в 30-е годы XIX в. и распространился на многие европейские страны, в том числе в Англию, где окончательно оформился в эпоху fin de siècle. Одним из центральных представителей декадентской линии искусства в Англии был Обри Бердслей (1872–1898) — художник, автор нескольких циклов иллюстраций к литературным произведениям (в т. ч. к «Смерти Артура» Томаса Мэлори, «Саломее» Оскара Уайльда и «Лисистрата» Аристофана). Одним из его важнейших проектов была работа над альманахом «Желтая книга». Журнал совмещал на своих страницах как литературные, так и художественные произведения: эссе, поэзию, прозу, графику, репродукции картин и т. д. «Желтая книга» издавалась в твердом переплете, без рекламы, и ее содержание имело подчеркнуто элитарный характер. Особое внимание в работах для книги Бердслей уделил мотивам театрализации и эстетизации окружающей действительности: повседневность он пытался стилизовать, применял интроспекции и ретроспекции для создания ощущения иллюзорного, постановочного мира. Художник использует принцип визуальной аналогии, стремясь придать нарративу ироничности и парадоксальности. Все эти черты выводятся автором в статье как элементы декадентской эстетики и анализируются применительно к работам Обри Бердслея.
Литература
Antonov, O. (2021) ‘Let’s play decadence: Beardsleyism as a phenomenon in Russian graphics at the turn of the XIX–XX centuries’, Experiment [Experiment], Series 26: Arts, 1. pp. 6–25. (in Russian)
Averyanov, O. (ed.) (2014) Oskar Uail’d. Obri Berdslei. Vzgliad iz Rossii [Oscar Wilde. Aubrey Beardsley. View from Russia]. Moscow: ABCdesign Publ. (in Russian)
Baranova, O. (2014) ‘The image of a mask in allegorical painting of the 19th–21st centuries: history and continuity’, Sistema tsennostei sovremennogo obshestva [The value system of modern society], 35, pp. 1–8. (in Russian)
Basmanov, A. (ed.) (1992) Obri Berdslei: risunki, proza, stikhi, aforizmy, pis’ma, vospominaniia i stat’i [Aubrey Beardsley: drawings, prose, poetry, aphorisms, letters, memoirs and articles]. Moscow: Igra-tekhnika Publ. (in Russian)
Duque, J.F. (2019) ‘Spaces in Time: The Influence of Aubrey Beardsley on Psychedelic Graphic Design’, H-ART. Arts, 5, pp. 3–25.
James, H.J. (2011) Venice Incognito: Masks in the Serene Republic (Fletcher Jones Foundation Book in the Humanities). Berkeley: University of California Press.
Kazakova, L. (2009) Zhenskie floralnye motivi v decorativno-prikladnom iskusstve moderna [Feminine and floral motifs in the decorative and applied arts of Art Nouveau]. Moscow: Pamyatniki istoricheskoy mysli Publ. (in Russian)
Kooistra, L.J. (2010) General introduction. The yellow book (1894–1897): An Overview. The Yellow Nineties Online. Available at: https://1890s.ca/yb-general-introduction/ (accessed: 28 March 2023).
Likiardopulo, M. (ed.) (1912) Obri Berdslei. Risunki. Povest’. Stikhi. Aforizmy. Pis’ma [Aubrey Beardsley. Drawings. Tale. Poetry. Aphorisms. Letters]. Moscow: Scorpion Publ. (in Russian)
Martynova, D. (2021) ‘Daughters of Eve in French art of the second half of the 19th century’, Novoe iskusstvoznanie [New Art Studies. History, Theory and Philosophy of Art], 2. pp. 60– 69. (in Russian)
Pimenov, I. (2007) (ed.) Obri Berdslei: al’bom [Aubrey Beardsley: album]. Moscow: Eksmo Publ. (in Russian)
Pokidchenko, I. (2018) Fenomen dekadansa v evropeiskoi kul’ture vtoroi poloviny XIX – nachala XX veka [The phenomenon of decadence in European culture of the second half of the 19th – early 20th centuries], PhD Thesis. Moscow, State Institute for Art Studies. (in Russian)
Riabchenko-Shats, V. (2022) ‘Beardsleyism in the culture of the Silver Age’, Kontsept: filosofiia, religiia, kul’tura [Concept: philosophy, religion, culture]. Series 6: Arts, 3, pp. 132–155. (in Russian)
Shcherbakova, N. (2018) ‘Beardsley and his masks’, in: Shidlovskaya E. (ed.). Sbornik: ot klassicheskoi antichnosti do moderna [Collection: from classical antiquity to modernity]. Moscow: State Institute for Art Studies Publ. pp. 260– 269. (in Russian)
Shcherbakova, N. (2018) ‘Stsenicheskii obraz-maska v izobrazitel’nom iskusstve Frantsii XIX veka. Ot obrazov teatra k teatral’nosti obrazov [Stage image-mask in the fine arts of France of the 19th century. From theater images to theatricality of images], PhD Thesis. Moscow, State Institute for Art Studies. (in Russian)
Sidorov, A. (1917) Obri Berdslei [Aubrey Beardsley]. Moscow: Venok Publ. (in Russian)
Strel’tsova, N. (2017) ‘Paradox and nonsense: typology and reasons for its appearance’, Sinergia [Sinergia]. Arts, 1, pp. 2–23. (in Russian)
Sturgis, M. (2014) Obri Berdslei. Biografiia [Aubrey Beardsley. Biography]. Moscow: Array Lit Agent Atticus Publ. (in Russian)
Verizhnikova T. (2024) ‘In the space of symbolism: Aubrey Beardsley and the graphic design of F. Dostoevsky’s novel Poor People’, in Zamyatina, I (ed.). Angliiskii simvolizm. Svoeobrazie i evropeiskii radius. Kollektivnaya monografiya [English symbolism. Originality and European radius. Collective monograph]. Saint Petersburg: Aletejya Publ., pp. 681–694. (in Russian)
Vyasova, E. (2009) Gipnos anglomanii. Anglia i ‘angliiskoe’ v russkoy kulture rubezha XIX–XX vekov [Hypnosis of Anglomania. England and “English” in Russian culture at the turn of the 19th–20th centuries]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (in Russian)