ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ДЖ.М.У.ТЁРНЕРА (КОНЕЦ 1830-Х – 1840-Е ГОДЫ): ПРОБЛЕМА СТИЛЯ
Аннотация
Статья посвящена проблеме «позднего стиля» Дж.М.У. Тёрнера и выявлению особенностей творческого метода мастера, на основе анализа его эстетических, тематических, пластических принципов. Основные положения английской эстетики второй половины XVIII – начала XIX вв. не только не утрачивают своей актуальности, но обретают в его творчестве новую глубину осмысления. Важнейшие полотна Тёрнера конца 1830–1840-х гг. кульминируют разработку ряда тем и мотивов, которые художник развивал, начиная с самых ранних своих произведений: тема противостояния человека и стихии, технического прогресса, жизни и смерти и другие. Именно в поздний период происходит расширение концептуального формата исторической картины — художник впервые обращается к форме диптиха. Трансформация художественного языка Тёрнера совершается в русле последовательного освобождения от фиксации реалистических условностей и высвобождения суггестивного потенциала, в виду чего позднейшие работы мастера демонстрируют движение цвета, рождающее практически абстрактные формы.
Литература
Berk, E. (1979) Filosofskoe issledovanie o proiskhozhdenii nashikh idei vozvyshennogo i prekrasnogo [A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Bishop, P. (2016) ‘The northern part of JMW Turner’s tour of Switzerland in 1844’, The British Art Journal, 17, 1, pp. 54–68.
Bockemuhl, M. (2004) J.M.W. Turner 1775–1851. Mir tsveta i sveta [J.M.W. Turner 1775–1851. The world of color and light]. Moscow: Art-rodnik Publ. (in Russian)
Brown, D.B. (2013) J.M.W. Turner: Sketchbooks, Drawings and Watercolours. Tate Research Publ.
Butlin, M. (1984) The paintings of J. M. W. Turner. Paul Mellon Centre Publ.
Christensen, J. (2011) ‘Was J. M. W. Turner “modern”? Yes (according to Max Ernst)’, Notes in the History of Art, 20, 2. pp. 32–36.
Finley, G. (1979) ‘The Genesis of Turner’s ‘Landscape Sublime’’, Zeitschrift für Kunstgeschichte, 42, 2/3, pp. 141–165.
Finley, G. (1990) ‘Love and Duty: J. M. W. Turner and the Aeneas Legend’, Zeitschrift für Kunstgeschichte, 3, pp. 376–390.
Gatt, G. (1978) Turner: The Life and Work of the Artist. London, Thames & Hudson.
Gowing, L. (1966) Turner: Imagination and Reality. New York, Doubleday & Company.
Hirsh, D. (1969) The World of Turner, 1775–1851. Time-Life Books.
Kurtov, M. (2019), Kuchinov, E., Mikhailov, R., Sazonov, N., Fioletovoe, S., Regev, I., Tyshkevich, N. ‘Seven fragments about color’. Logos [Logos], 4 (131), pp. 131–209. (in Russian)
Meerovskii, B. (1985) ‘V. I. Kant and the English aesthetics of the XVIII century’, Kantovskii sbornik [Kant’s Collection], 1 (10), pp. 51–57. (in Russian)
Munsterberg, M. (1985) ‘J. M. W. Turner’s “Falls at Schaffhausen” ’, Record of the Art Museum, Princeton University, 44, 2, pp. 24–31.
Munsterberg, М. (2009) ‘Ruskin’s Turner: The making of a Romantic hero’, The British Art Journal, 10, 1, pp. 61–71.
Murray, M. (1974) ‘Art, Technology, and the Holy: Reflections on the Work of J. M. W. Turner’, The Journal of Aesthetic Education, 8, 2, pp. 79–90.
Nekrasova, E.A. (1975) ‘The late stage of William Turner’s work’, Iskusstvo [Art], 1, pp. 62–67. (in Russian)
Nekrasova, E.A. (1975) Romantizm v angliiskom iskusstve [Romanticism in English Art]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Nekrasova, E.A. (1976) Turner 1775–1851 [Turner 1775–1851]. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ. (in Russian)
Nichols, K. (2002) ‘Turner’s Use of Graphite Underdrawing in His Watercolor “Cassiobury Park, Hertfordshire” ’, Master Drawings. Nineteenth-Century British and American Drawings, 40, 4, pp. 299–304.
Rodner, W.S. (1986) ‘Humanity and Nature in the Steamboat Paintings of J.M.W. Turner’, Albion: A Quarterly Journal Concerned with British Studies, 18, 3, pp. 455–474.
Sheins, E. (2009) Joseph Mallord William Turner. Zhizn’ i shedevry [Joseph Mallord William Turner. Life and masterpieces]. Moscow: Bertel’smann Publ. (in Russian)
Townsend, J.H. (2019) How Turner painted. Materials & Techniques. London, Thames & Hudson Publ.
Tsurganova, E.A. (2019) ‘John Ruskin’, Literaturovedcheskii zhurnal [Literaturovedcheskii journal], 45, pp. 182–193. (in Russian)
Vershinin, I.V. (2003) ‘Aesthetics and poetics of English pre-Romanticism’, Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of the A. I. Herzen Russian State Pedagogical University], 5, pp. 169–181. (in Russian)
Voitenko, M.V. (2002) Predromantizm v angliiskom peizazhnom iskusstve vtoroi poloviny XVIII veka [Pre-Romanticism in English landscape art of the second half of the XVIII century]. PhD Thesis. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University. (in Russian)