СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ШКОЛЫ КАНГРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ НАЙНСУКХА (1710–1778)

  • Александра Богдановна Хмельницкая Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина https://orcid.org/0009-0004-7802-9863
Ключевые слова: индийская миниатюра, раджпутская миниатюра, Гималаи, школа Пахари, школа Кангра, Найнсукх.

Аннотация

Данная статья посвящена видному мастеру раджпутской миниатюрной живописи XVIII века — Найнсукху (1710–1778). Творчество художника рассматривается в связи с общей проблематикой живописи Индии, в частности — формированием стилистических особенностей школы Пахари, получившей распространение в предгорьях Гималаев. Приводится краткий очерк историографии вопроса, от первых монографий начала XX в. до современных выставок. Раскрывается проблема стиля в живописи Пахари, обозначается две наиболее крупных школы, хронологически следующих друг за другом — Басоли и Кангра. Приводится объяснение того, как сложность классификации художественных особенностей школ региона, основанной на выделении отдельных центров, была преодолена в 1960-х гг. благодаря открытию профессором Б.Н. Госвами целой генеалогии художников семейной мастерской Пандита Сеу, из которой также происходит и Найнсукх. Рассматривается фигура Найнсукха с точки зрения формирования и развития его манеры. Анализируются наиболее важные его произведения — как ранние, являющиеся копиями миниатюр Великих Моголов, так и поздние, где мастер достигает полной свободы, теплоты и особой живописной мягкости, свойственной зрелому этапу школы Пахари. Отдельное внимание уделяется эскизам пастушки-Радхи, ставшим основой для серии «Гитаговинда» 1775–1780 гг., выполненной потомками Найнсукха после его смерти. В заключении делается вывод о том, что работы Найнсукха, в которых опыт и богатое наследие художников Басоли объединяются с достижениями могольской школы, в последней четверти XVIII в. станут основой для школы Кангра — уникального явления в истории искусства Индии.

Биография автора

Александра Богдановна Хмельницкая, Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина

студент магистратуры

Литература

Al’bedil’, M.F., Dubianskii, A.M. (1996) Induizm. Dzhainizm. Sikkhizm [Hinduism. Jainism. Sikhism]. Moscow: Respublika Publ. (in Russian)

Archer, W. (1973). Indian Paintings from the Punjab Hills: A Survey and History of Pahari Miniature Painting. Sotheby Parke Bernet Publications Limited.

Atmanova, Iu.G. (2013) ‘Portret v mogol’skoi miniatiurnoi zhivopisi XVI–XIX vekov (ikonografiia, tipologiia, semantika) [Portrait in Mughal miniature painting of the 16th–19th centuries (iconography, typology, semantics)]’, PhD Thesis, Moscow Lomonosov State University, Moscow. (in Russian)

Coomaraswamy, A. (2003). Rajput Painting (2 Vols.). Delhi: B.R. Publishing Corporation.

Grek, T. V. (1972) ‘Mughal miniatures of the 17th century with images of palace receptions – darbars (Comparative characteristics of group portraits)’, in: Strany i narody Vostoka [Countries and peoples of the East.], XIV- India is a country and a people. Book 3. Moscow: Nauka Publ., pp. 237–254. (in Russian)

Grintser, P.A. (1987). Osnovnye kategorii klassicheskoi indiiskoi poetiki [Main categories of classical Indian poetics]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Deshpande, O. (2014). Indiiskaia miniatiura [Indian miniature]. Saint Petersburg: The State Hermitage Museum Publ. (in Russian)

Goswamy, B.N., Fischer, E. (1992) Pahari Masters: Court Painters of Northern India. Artibus Asiae. Supplementum, 38, pp. 3–391.

Goswamy, B.N. (1997). Nainsukh of Guler: A Great Indian Painter from a Small Hill-State. Artibus Asiae. Supplementum, 41, pp. 5–304.

Goswamy, B.N., Fischer, E. (2011) The First Generation after Manaku and Nainsukh of Guler. Artibus Asiae. Supplementum, 48, pp. 687–718.

Khandalavala, K. (1958) Pahari Miniature Painting. Bombay: New Book.

Khanda Om Chand (2015) Miniature of Pahari school (Online). Cyberleninka.ru. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/miniatyura-shkoly-pahari (accessed: 20 February 2024)

Korotchikova, P. (2016) ‘Ananda K. Kumarasvami (1877–1947) kak istorik i teoretik iskusstva [Ananda K. Coomaraswamy (1877–1947) as historian and art theorist]’, PhD Thesis, State Institute of Art Studies, Moscow. (in Russian)

Morozova, T.E. (2003) Raga v muzyke hindustani. Sovremennyi period [Raga in Hindustani music. Modern period]. Moscow: IKAR Publ. (in Russian)

Randhawa, M.S. (1994). Kangra Paintings on Love. Publications Division, Ministry of Information and Broadcasting, Government of India.

Syrkin, A. (1995). Dzhaiadeva. Gitagovinda. Moscow: Nauka, Vostochnaia literatura Publ. (in Russian)

Sheptunova, I. (1979) ‘Three miniatures of the Pahari school’, Sokrovishcha iskusstva stran Azii i Afriki [Treasures of art from Asia and Africa]. Series 3: Arts, pp. 26–39. (in Russian)

Widmer, C. (2019) Gitagovinda: India’s Great Love Story (English and German Edition). Arnoldsche Verlagsanstalt.

Опубликован
2024-11-06
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ