ОБ ИКОНОГРАФИИ ЕЛИЗАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ, ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ, ИМПЕРАТРИЦЫ, ВДОВСТВУЮЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ
Аннотация
Настоящая статья дополняет обстоятельный очерк Ю.В. Шаровской об иконографии Елизаветы Алексеевны наблюдениями о своеобразии ее репрезентации в портретах, отражавших ее менявшийся статус при Российском дворе, — великой княгини, императрицы, вдовствующей императрицы. Наиболее традиционны портреты Елизаветы Алексеевны, созданные в бытность ее великой княгиней. В них подчеркивается ее молодость, красота, дающие надежду на потомство, кроткий нрав, обещающий супружеское счастье, а ее статус определяется как высокий, но несопоставимый со статусом самодержавной императрицы Екатерины II и уступающий свекрови великой княгине Марии Федоровне. Портретам с детьми не суждено было появиться в силу жизненных обстоятельств. На иконографию Елизаветы Алексеевны как императрицы наложил отпечаток разлад в отношениях с супругом императором Александром I. Создаются их парадные парные портреты, демонстрирующие статус; двойные же, предполагающие душевное единение моделей, чрезвычайно редки и имеют официальный характер. Самые яркие образы их нового сближения явлены в портретах Елизаветы Алексеевны как вдовствующей императрицы и ее посмертных портретах, знаменующих воссоединение с супругом.
Литература
Alekseeva, T.V. (1975) Vladimir Lukich Borovikovskii i russkaia kul’tura na rubezhe 18–19 vekov [Vladimir Lukich Borovikovsky and Russian Culture at the Turn of the 18th–19th Centuries]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)
Amelekhina, S.A. (2003) Kul’turno-istoricheskaia evoliutsiia formy i simvoliki tseremonial’nykh kostiumov pri Rossiiskom imperatorskom dvore XVIII–XIX vekov [Cultural and Historical Evolution of the Form and Symbolism of Ceremonial Costumes at the Russian Imperial Court of the 18th and 19th Centuries]. PhD Thesis, Moscow, Russian State University for the Humanities. (in Russian)
Baillio, J., Lang, P., Baetjer, K. (2016) Elisabeth Louise Vigée Le Brun. New York: Metropolitan Museum of Art.
Chezhina, Iu.I. (2011) ‘Twin Portraits by J.-L. Monnier and A.E. Egorov: Toward the Problem of Borrowing in Painting’, Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 1, pp. 186–195. (in Russian)
Dmitrieva, E., Shedevi, F. (2017) Aleksandr I, Mariia Pavlovna, Elizaveta Alekseevna. Perepiska iz treh uglov, 1804–1826 [Alexander I, Maria Pavlovna, Elizaveta Alexeevna. Correspondence from Three Corners, 1804–1826]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (in Russian)
Golovina, V.N. (1910) Souvenirs de la comtesse Golovine, née princesse Galitzine, 1766–1821. Paris: Plon Nourrit. (in French)
Golovkin, F.G. (1907) ‘Zapiski’, Russkaia starina [Russian Antiquity], 1 (129), pp. 179–181. (in Russian)
Gorbovskaia, S.G. (2023) Vdokhnovlennye rozoi [Inspired by the Rose]. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publ. (in Russian)
Karev, A.A. (2010) ‘On the Education of the Historical Painter in Russia of the XVIII century’, in Imperatorskaia Akademiia khudozhestv. Dokumenty i issledovaniia. K 250-letiiu so dnia osnovaniia [The Imperial Academy of Arts. Documents and research. To the 250th anniversary of its foundation]. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ., pp. 125–133. (in Russian)
Komelova, G.N. (2004) Avgustin Ritt – russkii miniatiurist, 1765–1799: zhizn’ i tvorchestvo [Augustin Ritt – Russian miniaturist, 1765–1799: Life and Work]. St. Petersburg: Slaviia Publ. (in Russian)
Levinson-Lessing, V.F. (1976) (ed.) Gosudarstvennyi Ermitazh Zapadnoevropeiskaia zhivopis’. Katalog 1 [State Hermitage. Western European painting. Catalogue 1]. Leningrad: Avrora Publ. (in Russian)
Liamina, E.E., Edel’man, O.V. (2013) ‘ “I will not regret the roses”: the empress’s intellectual wardrobe’, in: Balan, S.P., Shakirova, T.F. (eds) Rossiiskie imperatritsy. Moda i stil’. Konets XVII – nachalo XX veka. Katalog vystavki [Russian Empresses. Fashion and Style. End of XVII – Beginning of XX Century. Exhibition Catalog]. Moscow: Kuchkovo pole Publ., pp. 188–201. (in Russian)
Morozov, A.V. (1913) Katalog moego sobraniia russkikh gravirovannykh i litografirovannykh portretov [Catalog of my Collection of Russian Engraved and Lithographed Portraits], vol. 2. Moscow: Tovarishchestvo skoropechatni A.A. Levenson Publ., pp. 373–662. (in Russian)
Nedzvetskii, V.A. (2013) ‘ “Russian in spirit”: Elizabeth Alexeyevna Romanova on Russians, Russian language and Russian literature’, Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University. Series 9: Philology], 5, pp. 71–82. (in Russian)
Nemilova, I.S. (1985) Frantsuzskaia zhivopis’ XVIII veka [French Painting of the 18th Century]. Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ. (in Russian)
Nikolai Mikhailovich, Velikii kniaz’ (1905–1909) Russkie portrety XVIII i XIX stoletii [Russian Portraits of the 18th and 19th Centuries]. Vols. 1–5. St. Petersburg: Ekspeditsiia zagotovleniia gosudarstvennykh bumag Publ. (in Russian)
Nikolai Mikhailovich, Velikii kniaz’ (1908–1909) Imperatritsa Elisaveta Alekseevna, supruga imperatora Aleksandra I [Empress Elizabeth Alexeyevna, Consort of Emperor Alexander I]. Vols. 1–3. St. Petersburg: Ekspeditsiia zagotovleniia gosudarstvennykh bumag Publ. (in Russian)
Rovinskii, D.A. (1887) Podrobnyi slovar’ russkikh gravirovannykh portretov [Detailed Dictionary of Russian Engraved Portraits], vol. 2. St. Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii nauk Publ. (in Russian)
Sharafadina, K.I. (2018) “Selam, otkroisia!”: floropoetika v obraznom iazyke russkoi i zarubezhnoi literatury [Selam, Open Up!: Floropoetics in the Figurative Language of Russian and Foreign Literature]. St. Petersburg: Nestor-Istoriia Publ. (in Russian)
Sharovskaia, Iu. V. (2005) ‘Empress Elizaveta Alexeevna in portraits’, in: Aleksandr I: “Sfinks, ne razgadannyi do groba...”. Katalog vystavki [Alexander I: “Sphinx, not Solved to the Grave...”. Exhibition Catalog]. St. Petersburg: Slaviia Publ., pp. 132–143. (in Russian)
Siniagin, N.K. (1910) Materialy k istorii imperatora Aleksandra I i ego epokhi, sobrannye N.K. Siniaginym [Materials to the History of Emperor Alexander I and His Epoch, Collected by N.K. Sinyagin]. St. Petersburg: Tovarishchestvo R. R. Golike i A.I. Vil’borg Publ. (in Russian)
Usacheva, S.V. (2015) ‘Bouquet of the Empress. Semantic Features of Floral Motifs in Russian Painting of the End of the XVIII‒First Half of the XIX Century’, in: Iovleva, L.I., Iudenkova, T.V. (eds.) Tret’iakovskie chteniia. 2014. Materialy otchetnoi nauchnoi konferentsii [Tretyakov Readings. 2014. Proceedings of the Conference]. Moscow: Gosudarstvennaia Tret’iakovskaia galereia Publ., pp. 96–104. (in Russian)
Usacheva, S.V. (2016) ‘ “Rose-Virgin” in Works of V.L. Borovikovsky. Artistic Image and Literary Context’, Vestnik istorii, literatury, iskusstva [Bulletin of History, Literature, Art], 11, pp. 389–396. (in Russian)
Uvarov, S.S. (1884) ‘Empress Elizaveta Alexeevna’, Russkaia starina [Russian antiquity], 1, pp. 225–236. (in Russian)
Vdovin, G.V. (2005) Persona. Individual’nost’. Lichnost’: opyt samopoznaniia v iskusstve russkogo portreta XVIII veka [A Person. Individuality. Personality: the Experience of Self-Discovery in the Art of Russian Portraiture of the 18th Century]. Moscow: Progress-Traditsiia Publ. (in Russian)
Vigée-Lebrun, L-E. (2010) The Memoirs of Madame Vigée Lebrun. New York: Dodo Press.
Yonan, M. (2011) Empress Maria Theresa and the Politics of Habsburg Imperial Art. University Park, Pa: Pennsylvania State University Press.