СОВЕТСКАЯ ФАРФОРОВАЯ МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА В ПРОСТРАНСТВЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ 1950-Х – 1960-Х ГОДОВ: К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ

  • Ольга Сергеевна Сапанжа РГПУ им. А.И. Герцена
  • Наталья Александровна Баландина ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.
Ключевые слова: советский массовый фарфор; советский балет; повседневная культура; советская культура 1950-х–1960-х гг.

Аннотация

Важным фактором культур второй половины ХХ в. становится развитие новых форм взаимодействия двух пространств, существующих на предыдущих этапах достаточно автономно: пространства «высокого искусства» и пространства повседневности. Советская массовая культура, предложившая всем гражданам, а не только представителям отдельных сословий, набор продуктов для просвещения или развлечения, специфическим образом апроприировала пространство высокой культуры, представив его в тиражируемых образах, доступных каждому и, более того, подчас без потребления основного «продукта» условной «высокой культуры». Феномен советской фарфоровой пластики вполне отражает именно эту стратегию и представляет интересный материал не только для изучения эволюции сюжетов, тем и технического мастерства, но и демонстрирует важную тенденцию включения новых художественных образов «высокого искусства» — литературы, балета, драматического театра — в пространство повседневности. Анализ круга советских фарфоровых композиций, созданных в 1950-е – 1960-е гг. на основе литературных произведений и балетов («Жар-птица» и «Петрушка» И. Стравинского, «Красный мак» Р. Глиэра, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и другие), позволяет рассматривать их не только как произведения декоративного искусства (художественная ценность ряда произведений массового фарфора в полной мере не выявлена, что затрудняет их включение в искусствоведческий дискурс), но и как важную деталь повседневной культуры, обязательный элемент советского интерьера, формирующий представление о советском человеке.

Биографии авторов

Ольга Сергеевна Сапанжа, РГПУ им. А.И. Герцена

доктор культурологии, профессор

Наталья Александровна Баландина, ХХ лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.

культуролог, главный хранитель

Литература

Ivanova E. V. Razvitie farforovoi plastiki v 1950–1960 v tvorchestve leningradskogo khudozhnika-farforista A. Kiseleva (Development of Porcelain Plastics in the 1950s – 1960s in the Work of the Leningrad Artist-Porcelain Painter A. A. Kiselev). Kultura i iskusstvo (Culture and Art), 2018, no. 5, pp. 34–40. (in Russian)

Kriukova I. A. Nekotorye problemy skulprtury malykh form. Voprosy sovetskogo izobrazitelnogo iskusstva i arkhitektury (Issues of Soviet Art and Architecture). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1973, pp. 185–211. (in Russian)

Nasonova I. S.; Nasonov S. M. Sovetskii farfor: katalog (Soviet Porcelain: the Catalog). Moscow, Sredi collectsionerov Publ., 2010. 364 p. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Poslevoennyi inter'er Leningrada kak kulturnyi fenomen (Post-war Residential Interior of Leningrad as a Cultural Phenomenon). Dizain i khudozestvennoe tvorchestvo: teria, metodica i praktika (Design and Artistic Creation: Theory, Methodology and Practice). Saint Petersburg, Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design Publ., 2016, pp. 3–10. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Balet “Krasnyi mak” v prostranstve sovetskoi povsednevnoy kultury (The Ballet “Red Poppy” in the Space of Soviet Everyday Culture). Vestnik Akademii Russkogo baleta (Bulletin of Vaganova Academy of Russian Ballet), 2017, no. 1 (48), pp. 33–39. (in Russian)

Sapanzha O. S.; Balandina N. A. Rannie balety I. Stravinskogo “Zhar-ptitsa” i “Petrushka” v sovetskom farfore: razvitie khudozhestvennykh obrazov (Stravinsky’s Firebird and Petrushka in Soviet Porcelain: the Question of the Development of Images). Vestnik Akademii Russkogo baleta (Bulletin of Vaganova Academy of Russian Ballet), 2018, no. 1 (54), pp. 69–78. (in Russian)

Strekalov V. V. (comp.). Sovetskii balet v rabotakh E. A. Ianson-Manizer (Soviet ballet in the Works of E. A. Ianson-Manizer). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1965. 130 p. (in Russian)

Опубликован
2019-05-25