Вера Терра «КАЖДОЕ НЕЧТО – ЭТО ЭХО НИЧТО»: ЗАМЕТКИ О ПРОЕКТЕ ДЖОНА КЕЙДЖА В ХАЛЬБЕРШТАДТЕ

Ключевые слова: музыкальная форма, музыкальный звук, преобразование музыкальной длительности, композитор Джон Кейдж, Organ2/ASLSP.

Аннотация

Перевод научной статьи посвящен анализу органного произведения «Organ2/ASLSP» американского композитора авангардиста Джона Кейджа (1912–1992), известного своими радикальными попытками подорвать привычные представления слушателей о том, чем является и чем должна быть музыка, и постоянно раздвигавшего художественные границы, подводя слушателей к границе разумного.

Исполнение «Орган2/ASLSP» («As Slow As Possible», с англ. — «Как можно медленнее), получившее наименование «музыкальной революции в медлительности» и являющимся самым длинным в мире исполнением музыкального произведения, происходит сегодня и будет продолжаться в течение 639 лет на органе в церкви Св. Бурхарда в немецком городе Хальберштадт (Германия), достигнув своего финала в 2640 г., с перерывом в 2319 году. В проекте «Organ²/ASLSP» заложена идея Кейджа о смене некой парадигмы, вытекающей из преобразования музыкальных технологий и представленной им как переход от линейного к комплексному мышлению, от детерминизма к индетерминизму, от дуализма к не-дуализму, к созданию, вместо статичных арт-объектов, подвижных и изменяющийся художественных процессов, предопределяющих новую технику и эстетику исполнения музыки, пионером среди которых является его органное произведение. В статье анализируются различные аспекты, связанные с проектом, такие как его история, эстетика, философия и утопическое видение, а также концепция времени Джона Кейджа, лежащая в основе проекта.

Биография автора

Анатолий Николаевич Липов, Институт философии РАН

кандидат философских наук, научный сотрудник

Литература

Bosseur, D. (1970) ‘L’expérience du temps chez Cage’, in: Musique em Jeu nº1. Paris: Seuil, pp. 16–22. (in French)

Bosseur, J-Y. (1993) John Cage, Paris: Minerve, 1993.

Cage, J. (1974) Silence. Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press.1, 2nd ed.

Cage, J. (1975) A year from Monday. Middletown, Connecticut: Wesleyan University Press. 3rd ed.

Cage, J., Schöning, K. (1979) Laughtears Conversation on Roaratorio. Paris: 13/15 August.

John-Cage-Orgel-Kunst-Project (2017) Booklet. Halberstadt: John-Cage-Orgel-Stiftung.

Nietzsche, F. (1982) A origem da tragédia. Lisboa: Guimarães & C.a, 3rd ed. (in Portuguese)

Terra, V. (2000) Acaso e aleatório na música: um estudo da indeterminação nas poéticas de Cage e Boulez. São Paulo: Educ/Fapesp. (in Portuguese)

Viola, B. (1996) ‘O som de um raio de transmissão’. in: Zaremba, L., Bentes, I. (org). Radio Nova, constelações da radiofonia contemporânea. Rio de Janeiro: UFRJ, ECO, Publique, pp. 43–60.

Cage, J. (2019) Works. Available at: https://johncage.org/pp/John-Cage-Work-Detail.cfm?work_ID=30 (accessed 8 November 2019)

Cage, J. (2019) Works. Available at: https://johncage.org/pp/John-Cage-Work-Detail.cfm?work_ID=31 (accessed 20 November 2019)

Meyer, J. (2002) ‘Acoustics of gothic churches’, Forum acusticum. Sevilla. 2002: 3rd European Congress on Acoustics. Sevilla, pр. 14–23.

Halberstadt (2019) Organ. Available at: https://www.domorgel-hbs.de/de/die-orgel/orgelchronik.html http://www.conforg.fr/acoustics2008/cdrom/data/fa2002- evilla/forumacusticum/archivos/rba05002.pdf (accessed 10 October 2019)

Nicholas, V. (2019) «Sound by artists». Available at: http://www.magentafoundation.org/magazine/sound-by-artists/ Magenta Magazine (accessed 9 September 2019)

Organum Grunigense Redivivum (2011) Available at: https://www.praetorius-beckorgel.de/en/kirche.php (accessed 18 October 2019)

Peters Edition (2011) «ORGAN2/ASLSP». Available at: https://issuu.com/editionpeters/docs/www.editionpeters.com. August 8, 2011 (accessed 3 November 2019)

Peters Edition (2019) «ASLSP». Available at: https://johncage.org/pp/John-Cage-Work-Detail.cfm?work_ID=30 (accessed 3 November 2019)

Shlomowitz, Matthew (1999) Cage’s place in the reception of Satie. Available at: https://www.shlom.com/?p=cagesatie. San Diego (accessed 9 September 2019)

Zea E-Books Book (2019) 24. Praetorius Michael and Faulkner Quentin: trans. & ed., «Syntagma Musicum II: De Organographia, Parts III–V with Index» (2014), p. 98. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/zeabook/24/ August 25, 2014. (accessed 26 September 2019)

Опубликован
2024-08-10
Раздел
ПЕРЕВОДЫ