ТВОРЧЕСТВО Т. Н. БЕЗПАЛОВОЙ-МИХАЛЕВОЙ И М. Н. МОХА 1960-Х ГОДОВ И ТРАДИЦИИ АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА
Аннотация
Статья посвящена анализу специфики интерпретации темы политической агитации в советском фарфоре 1960-х гг. на примере творчества художников Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха. Объектом исследования выступают произведения Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха, хранящиеся в коллекции отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа. Предметом исследования является их формально-стилистическое и идейно-художественное своеобразие в контексте традиций фарфорового искусства 1920-х – 1930-х гг. и эстетических тенденций 1960-х гг. Автор приходит к выводу, что в творчестве Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. прослеживается преемственность искусству агитационного фарфора 1920-х–1930-х гг. (использование лозунгов и эмблем, объединение цветочных росписей с советскими символами, активная работа с цветом, стилизация форм, элементы повествовательности), которая органично сочетается с лаконичностью и выразительностью нового художественного языка эпохи «оттепели». Художники обращаются к теме сопоставления «старого» и «нового» мира (роспись вазы «Весь мир насилья мы разрушим…» (1966) Т. Н. Безпаловой-Михалевой), интерпретации событий революции (роспись вазы «Ночь в Октябре» (1966) Т.Н. Безпаловой-Михалевой; роспись вазы «Последний штурм» (1967) М. Н. Моха), прославлению различных форм сельского и промышленного труда (роспись сервиза «Гимн Труду» (1967–1968) М. Н. Моха), а также уделяют внимание образу В. И. Ленина (роспись вазы «По Ленинскому пути» (1969) М. Н. Моха и теме «Ленинских мест в СССР» (роспись вазы «По Ленинским местам» (1969) Т. Н. Безпаловой-Михалевой) и т.д. Работы Т. Н. Безпаловой-Михалевой и М. Н. Моха 1960-х гг. корреспондируют как с их собственными более ранними произведениями, связанными с темой политической агитации, так и находят параллели в творчестве других художников-фарфористов, создававших «юбилейные» композиции.
Литература
Andreeva L. V. Sovetskii farfor. 1920–1930 gody (Soviet Porcelain. 1920s – 1930s). Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1975. 339 p. (in Russian)
Bezpalova-Mikhaleva T. N. Obo mne i o moikh tovarishchakh (About Me and My Comrades). Forum dlia kollektsionerov antikvariata (Forum of Antiques Collectors). Available at : http://www.antique-salon.ru/forum/lofiversion/index.php/t68367.html (accessed: 22.12.2018) (in Russian)
Kudriavtseva T. V.; Kumzerova T. V. and others. Vokrug kvadrata : katalog vystavki (Around the Square: Exhibition Catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2005. 159 p. (in Russian)
Kumzerova T. V. and others. Golos vremeni. Sovetskii farfor: iskusstvo i propaganda: katalog vystavki (The Voice of the Time. Soviet Porcelain: Art and Propaganda. Exhibition catalog). Saint Petersburg, The State Hermitage Museum Publ., 2017. 240 p. (in Russian)
E. Ia. Dan’ko. Gosudarstvennyi farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. Khudozhestvennyi farfor : katalog (The State Porcelain Factory Named after M. V. Lomonosov. Art Porcelain: Catalog). Leningrad, 1938. 84 p. (in Russian)
Kiseleva T. Istochnik tvorchestva — sama zhizn’ (The Source of Creativity — the Life Itself). Trudovaia pobeda (Labor Victory), 1972, no. 24, p. 4. (in Russian)
Lansere A. K. Sovetskii farfor (Soviet Porcelain). Leningrad, Khudozhnik RSFSR Publ., 1974. 280 p. (in Russian)
Petrova N. S. Leningradskii farforovyi zavod imeni M. V. Lomonosova. 1944–2004. (Leningrad Porcelain Factory Named after M. V. Lomonosov. 1944–2004). Saint Petersburg, 2006. 719 p. (in Russian)
Sametskaia E. B. Sovetskii agitatsionnyi farfor (Soviet Propaganda Porcelain). Moskow, IP-Media Publ., 2004. 480 p. (in Russian)
Silina M. Vladimir Lenin i sovetskaia memorial'naia industriia (Vladimir Lenin and Soviet Memorial Industry). Tsentr eksperimental'noi muzeologii (The Centre of Experimental Museology). Available at: http://redmuseum.church/lenin_commemoration (accessed: 22.12.2018) (in Russian)