КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИВОПИСИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ХУДОЖНИКА О.Г. ПОНОМАРЕНКО
Аннотация
Многие страницы современного изобразительного искусства остаются еще малоизученными. В статье рассматривается творчество современного петербургского художника О.Г. Пономаренко, связанного с академической традицией живописи. Несмотря на то, что в 2023 г. мастеру исполнилось 75 лет, о нем мало написано, вероятно в силу некоторой замкнутости его характера, скромности и нежелания вести публичную жизнь. На протяжении более шестидесяти лет он занимается разными жанрами искусства, и в частности — сюжетной картиной. В его творческом багаже — сотни живописных и графических произведений, законченных картин, эскизов, этюдов, набросков в разных жанрах. Его профессионально волнуют проблемы композиции, которыми он увлекся сначала в детском возрасте, а потом обучаясь в мастерской Е.Е. Моисеенко. Он успешно работает в жанре сюжетно-тематической картины, портрете, пейзаже. Создает много пленэрных этюдов и натурных зарисовок. Он художник, живущий преимущественно визуальными впечатлениями. Цель статьи — рассмотреть эволюцию композиционных построений в живописи О.Г. Пономаренко в хронологической последовательности. Автор статьи сосредотачивает свое внимание преимущественно на сюжетных композициях художника, которыми он увлеченно занимается в течение всей своей творческой жизни. В статье применяются традиционные методы образно-стилистического и сравнительного анализа для характеристики творческой биографии и выявления специфических особенностей живописной манеры художника. Использован также метод интервьюирования. Будучи приверженцем реалистического направления в живописи, О.Г. Пономаренко создает множество сюжетных произведений, в которых он «рассказывает» историю России ХХ века, демонстрирует свое отношение к жизни, людям и природе. Вовлекает зрителя в свои личные переживания. Его можно считать одним из последовательных продолжателей русской реалистической художественной школы.
Литература
Gracheva, S.M. (2019) Modern Saint Petersburg academic fine arts. Traditions, state and trends of development. Moscow: BuksMArt Publ., 2019 (in Russian)
Gracheva, S.M. (2021) ‘Geography of Russia in the landscape painting of contemporary St. Petersburg academic artists’ in: Lavrenova O.A. (ed.) Geography of art: space subordinated to style. Collection of articles. Moscow: GITR Publ., 2021, pp. 246-264. (in Russian)
Gracheva, S.M. (2022) Oleg Ponomarenko. St. Petersburg: Artek Publ., 2022. (in Russian)
Kudrevatyj, M.G. (2018) Composition in the work and teaching activity of E.E. Moiseenko. Abstract of the dissertation for the degree of PhD in Art History. St. Petersburg: A.I. Herzen Russian State University (in Russian)
Kuleshova, N.M. (2005) Creative and pedagogical activity of E.E. Moiseenko. Abstract of the dissertation for the degree of PhD in Art History. St. Petersburg: Humanitarian University of Trade Unions. (in Russian)
Kutejnikova, N.S. (2017) ‘Remembering Mina Chicherina’ in: St. Petersburg Art History Notebooks, 44. St. Petersburg: AICA Publ., pp. 55–60. (in Russian)
Moskalyuk, M.V., Ponomareva M.L. (2021) ‘Znak i znakovtsy: fenomen uchitelya’, in: Fine Art of the Urals, Siberia and the Far East, 3, pp. 8–17. (in Russian)
Nikulin, N.N. (2015) Vospominaniia o voine [Memories about the War]. St. Petersburg: OAO Petrotsentr Publ., 2015. (in Russian)
Staniukovich-Denisova, E. Iu. (2016) ‘Among the titans. Tondo By Vyacheslav Mikhailov’, in: Staniukovich-Denisova, E. Iu. et al. (ed.) Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 6. Saint Petersburg: NP-Print Publ., pp. 861–863. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-13-92 (in Russian)