ПРОЕКТ ДВОЙНОЙ РАМЫ ДЛЯ КАРТИНЫ «ПСКОВИТЯНКА» К. И. РОЖДЕСТВЕНСКОГО: РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОРСКОГО МЕТОДА

  • Ирина Леонидовна Федотова Государственный музей «Царскосельская коллекция» https://orcid.org/0000-0002-9339-703X
Ключевые слова: рама; двусторонняя рама для картины; рама художника; проект рамы; пластическая форма; пластическое пространство; S-образная кривая; русский поставангард; русское искусство 1920-х–1930-х; «Псковитянка»; Константин Рождественский; Вера Ермолаева; Николай Суетин; Казимир Малевич; группа живописно-пластического реализма; ГИНХУК.

Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимодействия картины и рамы в русском искусстве эпохи поставангарда на примере произведения К. И. Рождественского «Псковитянка» 1930-х гг. из собрания Государственного музея «Царскосельская коллекция». Константин Рождественский пронес через свой творческий путь тонкое понимание закономерностей отношений живописного произведения и окружающего пространства, которое начало складываться в годы его работы в ГИНХУКе как продолжение исследования системы Сезанна.

В статье анализируется развитие художественного метода Рождественского в ГИНХУКе в 1920-е гг. и в составе «группы живописно-пластического реализма» в 1930-е гг. На основе анализа работ 1930-х гг. можно сделать вывод о последовательной разработке художником пластического мотива S-образной кривой и переходе от супрематического построения к объединению форм через поворот дуги в сферическое пространство. Эти поиски обретают образно-пластическую завершенность в «Псковитянке». В то же время написанный на обороте «Псковитянки» «Натюрморт» по своим задачам относится к «сезанновскому» периоду в творчестве художника.

Оформление и экспонирование в музее двусторонней картины Рождественского требует особого подхода с опорой на творческий и экспозиционный опыт самого художника. Сохранившиеся эскизы показывают, что Рождественский разрабатывал авторские профили рам как продолжение формально-пространственных отношений в картине. Музеем разработан проект двусторонней рамы, в основе которой — непрерывный профиль с S-образным модулем, выпуклым со стороны «Псковитянки» и вогнутым со стороны «Натюрморта». Очертания профиля каждой из сторон рамы раскрывают в объеме пространственное решение заключенного в ней живописного образа, а единство обеих сторон созвучно поискам художника, стремившегося прийти в живописи к новой классической форме.

Биография автора

Ирина Леонидовна Федотова, Государственный музей «Царскосельская коллекция»

хранитель музейных предметов

Литература

Demosfenova, G.L. (1991) ‘Dnevnik Formal’no-teoreticheskogo otdela GINKhUKa’, in: Sovetskoe iskusstvoznanie [Soviet History of Art], 27, pp. 472–486 (in Russian)

Karasik, I.N. (ed.) (2000) V kruge Malevicha: soratniki, ucheniki, posledovateli v Rossii 1920-1950-kh [In the Circle of Malevich. Companions, Students, Followers in Russia of 1920–1950s]. St. Petersburg: Palace Editions Publ. (in Russian).

Karasik, I.N. (2016) ‘In Malevich’s Circle’ in: Trudy istoricheskogo fakul’teta Sankt-Peterburgskogo universiteta. T. 25. Perekrestok iskusstv. Rossiia — Zapad [Proceedings of the History Department of the Saint-Petersburg State University], 25, Saint Petersburg: History Department of the Saint-Petersburg State University Publ., pp. 153–159 (in Russian)

Lysenko, O.A. (2019) ‘Ot arkhitektonov K. S. Malevicha — k suprematicheskim ramam N. M. Suetina’, in: Kostina, O. V. (ed.) Panorama iskusstv: Al’manakh [Аrt Рanorama: Almanac], 4. Мoscow: Paulsen Publ., pp. 262–283. (in Russian)

Lysenko, O. A. (2020) ‘Problema avtorskogo obramleniia v iskusstve avangarda i suprematicheskie ramy N. Suetina’, in: Staniukovich-Denisova, E. Iu. et al. (ed.) Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 10, pp. 484–496. DOI 10.18688/aa200-3-42. (in Russian)

Mikhienko, T. N., Vakar, I. A. (eds.) (2006) Konstantin Rozhdestvenskii: K 100-letiiu so dnia rozhdeniia [Konstantin Rozhdestvensky: A Centenary]. Moscow: State Tretyakov Gallery Publ. (in Russian)

Mikhienko, T. N. (2006) ‘Puti suprematizma’, in: Iskusstvo [The Art Magazine], 6 (548), pp. 54–61 (in Russian)

Nekrasov, A., Kuznetsov, A. (eds.) (2006) Gosudarstvennyi muzei “Tsarskosel’skaia kollektsiia”: Izobrazitel’noe iskusstvo Sankt-Peterburga XX veka [State Мuseum “Tsarskosel’skaia kollektsiia”: 20th century St. Petersburg Art]. Saint Petersburg: State Мuseum “Tsarskosel’skaia kollektsiia” Publ. (in Russian)

Nekrasov, A. M. (2018) ‘Ob izmeneniiakh khudozhestvennogo prostranstva (nabliudeniia khudozhnika)’, in: GINKhUK: Khudozhestvennye traditsii. Stat’i. Issledovaniia. Razmyshleniia [GINKhUK: Artistic Traditions. Papers. Studies. Reflections]. Saint Petersburg: State Мuseum “Tsarskosel’skaia kollektsiia” Publ., pp. 57–87. (in Russian)

Rozhdestvenskii, K. I. (1970) Ansambl’ i ekspozitsiia. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. (in Russian)

Rozhdestvenskii, K. I. (1982) ‘Nekotorye problemy iskusstva muzeinoi ekspozitsii: Iz opyta khudozhnika’ in: Sovetskoe dekorativnoe iskusstvo [Soviet Decorative Art], 5. 1982, pp. 68–75. (in Russian)

Smirnov, L., Tarhanov, A. (1987) ‘V masterskoi u Konstantina Rozhdestvenskogo: Interv’iu’ in: Dekorativnoe iskusstvo [Decorative Art], 7, pp. 40–44. Moscow: Soviet Artist Publ. (in Russian)

Tarasov, O. Iu. (2015) ‘Novyi dialog: Rama v russkom avangarde’, in: Rama kak ob"ekt iskusstva: Materialy nauchnoj konferencii [Frame as an Object of Art: Materials of a Scientific Conference]. Moscow: State Tretyakov Gallery Publ., рр. 183–198 (in Russian)

Vakar, I. A., Mikhienko, T. N. (eds.) (2004) Malevich o sebe. Sovremenniki o Maleviche. Pis’ma. Dokumenty. Vospominaniia, Kritika [Malevich about Himself. Contemporaries about Malevich. Letters. Documents. Memories. Criticism], Vol. 1. Moscow: RA Publ. (in Russian)

Опубликован
2024-08-10
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ