ГЕОГРАФИЯ ПАРИЖА НОВОЙ БУРЖУАЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЮСТАВА КАЙБОТТА

  • Елена Евгеньевна Еремина Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0009-0002-3422-200X
Ключевые слова: Гюстав Кайботт, французский импрессионизм, география истории искусства, Париж, Осман, османизация, XIX век, буржуазное искусство, искусство Третьей Республики.

Аннотация

Французский художник Гюстав Кайботт (1848–1894) считается «забытым человеком импрессионистского движения» (Р.Д. Рек). который был заново открыт лишь в 1951 г., когда Мари Беро составила и опубликовала каталог-резоне живописи и пастели «Кайботт: его жизнь и работа». Наследие мастера составляет более пятисот произведений. Особый интерес в своих работах Кайботт проявляет к реконструированному бароном Османом Парижу. Обновленные улицы и проспекты играли гораздо большую роль в творчестве художника, чем в произведениях любого другого импрессиониста. Его ранние работы отражали современность новой городской среды. Урбанистические картины Кайботта напоминают о социальных, экономических и физических изменениях, произошедших в ходе модернизации французской столицы. Целью настоящего исследования является изучение городских мизансцен Гюстава Кайботта, географии Парижа новой буржуазии в творчестве мастера, нашедшей отражение как в формальных, так и иконографических решениях. В исследовании установлены основные географические объекты, представленные в полотнах художника. В картинах мастера этого периода встречается также контраст между старым и новым Парижем. Впервые среди работ импрессионистов именно в живописи Кайботта появляется устойчивый мотив, связанный с изображением парижских крыш.

Биография автора

Елена Евгеньевна Еремина, Российский государственный гуманитарный университет

бакалавр истории искусства

Литература

Berhaut, M. (1977) Caillebotte sa vie et son oeuvre: Catalogue raisonne des peintures et pastels. Bibliotheque des arts, Paris. (in French)

Burstein, J. (2014) Visual Art. Cambridge: Cambridge University Press.

Cabezas, I. (2018) ‘Creating a Scene to Make an Impression. Creating a Scene to Make an Impression: How Gustave Caillebotte and his Street Scenes of Haussmannian Modernity Support Impressionism without Subscription’, Bowdoin journal of art, 2018, pp. 1–53.

Clark, Т.J. (1985) The Painting of Modern life: Paris in the art Manet and his Followers. London: Thames & Hudson.

Denvir, B. (2000) Impressionism: The Painters and the Paintings.

German, М.U. (2021) Impressionism: osnovopolozhniki i posledovateli [Impressionism: founders and followers]. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus Publ. (in Russian)

Kessler, M.R. (2006) Sheer Presence: The Veil in Manet’s Paris. University of Minnesota.

Marrinan, M. (2016) Gustave Caillebotte: painting the Paris of naturalism, 1872–1887. Los Angeles.

Milner, J. (1988) The Studios of Paris: The Capital of Art in the Late Nineteenth Century. New Haven and London: Yale University Press.

Pellacchi, L. (2014) Gustave Caillebotte and Visual Representation: Perspective, Photography and Movement. MA Diss. University of Kent.

Ramos, C.E. (2006) Caillebotte’s On the Pont de l’Europe: A Transversal Vista of Modernity.

Reck, R.D. (1989) ‘Review Gustave Caillebotte by Kirk Varnedoe’, Nineteenth-Century French Studies, vol. 17, vo. 3–4. University of Nebraska Press.

Rewald, J. (2002) The History of Impressionism.

Rubin, J. H. (2010–2011) ‘The Impressionist Cityscape as an Emblem of Modernity’, in: Images of a Capital. The Impressionists in Paris: exh. cat. Folkwang Museum, Essen, Germany, pp. 69–82.

Sutcliffe, A. (2015) ‘The Impressionists and Haussmann’s Paris’, FCS, VI, 1995, pp. 197–219.

Van Zanten, D. (1994) Building Paris. Cambridge University Press.

Varnedoe, K. (2000) Gustave Caillebotte. New Haven. London

Young, M. (2015) 1879. The Impressionist Moment: Gustave Caillebotte, Decorative Triptych. Realism in the Age of Impressionism. Yale University Press New Haven and London.

Опубликован
2024-08-10
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ