ВОСТОЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕТЕРБУРГСКОГО ХУДОЖНИКА ВИТАЛИЯ ЛЬВОВИЧА БОРОВИКА
Аннотация
Статья посвящена изучению творчества петербургского художника академический школы Виталия Львовича Боровика в разрезе его интереса к теме Востока. Цель работы — выявить роль влияния восточных образов и их специфические черты воплощения в работах живописца, дать оценку места культурного обмена в развитии творческого метода В.Л. Боровика. Актуальность темы обусловлена тем, что сотрудничество между художниками разных стран значительно развивает современное искусство. Для петербургских академических художников большое значение имеет международное сотрудничество, в частности с Китаем и странами Азии вообще. Художественные принципы, почерпнутые из азиатской культуры, такие как созерцательность, поиск красоты в обыденном, внимательность к природе, созвучны академизму и находят отражение в творчестве В.Л. Боровика, в работах как на привычные темы, так и созданные непосредственно под впечатлением восточной культуры. Основной вывод исследования заключается в том, что культурный обмен расширяет спектр образов, которые интересны художнику, обогащает художественный язык. Взаимодействие с творческими кругам Китая и Кореи находит позитивный отклик о творчестве русских художников и способствует продвижению принципов петербургской академической школы в художественной среде за рубежом. В живописи В. Л. Боровика, как и художников Азии, ярко проявляется глубокое понимание природы и чувство ее эстетики. Именно большое значение работы с натурой, не прямое подражание, а её осмысление, характерное для художников петербургского академизма, проявляет сходство мировоззрений Китая и России и позволяет русским художникам вдохновляться восточными мотивами.
Литература
Alyoshin, A.B. (2014) ‘In search of harmony and beauty’, in: Vitaliy Borovik: zhivopis', grafika [Vitaly Borovik: and graphic arts]. Saint Petersburg: Russian Academy of Arts; Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin; Museum and Exhibition Center Petersburg Artist Publ., pp. 5–21. (in Russian)
Borovik, V. (2009) Vitaliy Borovik: zhivopis', grafika [Vitaly Borovik: and graphic arts]. Saint Petersburg: Russian Academy of Arts; Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin Publ. (in Russian)
Borovik, V. (2020) Vitaliy Borovik. Obrazy sud’by: zhivopis', grafika [Vitaly Borovik. Images of Fate: painting and graphic arts]. Saint Petersburg: Russian Academy of Arts; Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin Publ. (in Russian)
Glatskova, M. (2013) ‘Beholding a vastness: Graphic arts of Vitaliy Borovik’, Peterburgskiy khudozhnik [Petersburg artist], 21, pp. 20–31. (in Russian)
Gracheva, S.M. (2019) Sovremennoye peterburgskoe akademicheskoe izobrazitel'noe iskusstvo. Traditsii, sostoyaniie i trendy razvitiia [Contemporary St. Petersburg academic fine arts. Traditions, status and development trends]. Moscow: BuksMArt Publ. (in Russian)
Gracheva, S.M. (2020), Zhang Hongtao. ‘China in the works of contemporary St. Petersburg academic artists’, Nauchnye Trudy [Scientific Papers of Saint-Petersburg Academy of Fine Arts], 52, pp. 211–229. (in Russian)
Gracheva, S.M. (2021) ‘Creative mutual influences of contemporary St. Petersburg and Chinese artists’, Art of Eurasia, 4 (23), pp. 86–101. (in Russian)
Gracheva, S.M. (2023) ‘Preservation of traditions V.I. Surikov in the works of contemporary St. Petersburg academic painters’, Izobrazitelnoe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal’nego Vostoka [Fine art of The Urals, Siberia and Far East], 1 (14), pp. 9–21. (in Russian)
Guo Ziyang (2015) ‘Walking through the journey of beauty — Professor Vitaliy Lvovich Borovik in China’, Zhongguo yishu shikong, 2(23), pp. 24–33. (in Chinese)
Ivanov, S.V. (2019), Levitin, A.P., Sidorov, V.M. Leningradskaia shkola zhivopisi. Ocherki istorii [Leningrad school of painting. Essays on history]. Saint Petersburg: Galereya ARKA Publ. (in Russian)
Nikiforova, L.V. (2018) ‘Chinese theme in the modern art space of St. Petersburg’, Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 4 (49), pp. 83–87. (in Russian)
Nin, B. (2010) Kitaiskie vypuskniki instituta imeni I.Ye. Repina — nositeli i prodolzhateli traditsii leningradskoi akademicheskoi khudozhestvennoi shkoly [Chinese graduates of the Institute named after I.E. Repin — bearers and successors of the traditions of the Leningrad academic art school]: PhD thesis. Russian State Pedagogical Institute named after A.I. Herzen. Saint Petersburg, 2010. (in Russian)
Roshchin, A. (2006) ‘Vitaliy Lvovich Borovik: in search of spiritual harmony and beauty’, Peterburgskiy khudozhnik [Petersburg artist], 2 (3), pp. 28–39. (in Russian)
Ushakova, V. (2013) ‘Painting. Harmony. Beauty’, Peterburgskiy khudozhnik [Petersburg artist], 21, pp. 6–19. (in Russian)
Ushakova, V. (2014) ‘Vitaliy Borovik’, in: Vitaliy Borovik: zhivopis', grafika [Vitaly Borovik: and graphic arts]. St. Petersburg: Russian Academy of Arts; Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I. E. Repin; Museum and Exhibition Center «Petersburg Artist» Publ., pp. 22–30. (in Russian)
Yakovleva, E.P. (2012), Nin, B. ‘Russia — China: On the history of cultural and artistic relations’, Zolotaia palitra: Khudozhestvennyi zhurnal [Golden Pallette: art journal], 1, pp. 74–77. (in Russian)
Yakovleva, E.P. (2016) ‘Chinese students of a Leningrad university in the 1950s–1960s are hostages of political circumstances’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 2, pp. 71–77. (in Russian)
Yakovleva, E.P. (2017), Nin, B. ‘Chinese students of the educational painting workshop under the guidance of Professor V.M. Oreshnikova’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizaina: Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki, 4, pp. 56–62. (in Russian)
Zhang H. (2019) ‘The boundaries of the «Xie Yi» style in modern oil painting in China (On the issue of cultural mutual influences between China and Russia)’, Novoe iskusstvoznanie [New Art Studies. History, Theory and Philosophy of Art], 2, pp. 64–69. (in Russian)