ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИДЕЙ ФОРМИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ АВГУСТА ЗАМОЙСКОГО

  • Мария Сергеевна Волкова Санкт-Петербургский государственный институт культуры https://orcid.org/0009-0003-9163-5270
Ключевые слова: формизм, форма, скульптура XX века, Польша, формистская скульптура, чистая форма, теория чистой формы, польский авангард, Август Замойский.

Аннотация

Статья посвящена исследованию творчества польского скульптора Августа Замойского (1893–1970) 1917–1923 гг. в контексте основных теоретических положений участников художественного объединения «Формисты». Формистский период рассматривается как важный этап становления художественной и эстетической программы скульптора и дальнейшей эволюции его образно-пластического языка. В ранний период творчества А. Замойский обращается к достижениям мастеров предыдущих эпох. Пройдя через этап пластических поисков, скульптор приходит к созданию собственной оригинальной концепции «формистской транспозиции». Фигура А. Замойского, крупнейшего польского скульптора XX века, остается на периферии исследовательских интересов. В 2019 г. коллекция произведения мастера, его рисунки и архивные документы, ранее хранившиеся в небольшом частном музее на юге Франции, были переданы Национальному музею и Литературному музею им. Адама Мицкевича в Варшаве, что открыло новые возможности для изучения его творчества. Актуальность исследования обусловлена малой степенью разработанности темы в отечественном искусствознании.

Биография автора

Мария Сергеевна Волкова, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

студентка магистратуры

Литература

Avangard v kul’ture XX veka (1900–1930 gg.): Teoriia. Istoriia. Poetika [Avant-garde in the culture of the 20th century: Theory. History. Poetics]. Moscow: IMLI RAN Publ., 2010. (in Russian)

Bartelik, M. (2005) Early Polish Modern Art: Unity in Multiplicity. Manchester: Manchester University Press.

Bergson, H. (2009) Durée et simultanéité. A propos de la théorie d’Einstein. Charleston: BiblioBazaar. (in French)

Chwistek, L. (1935) ‘Moja walka o nową formę w sztuce’, in: Wiadomości Literackie, 51–52, p. 5. (in Polish)

Chwistek, L. (2022) Wielość rzeczywistości w sztuce i inne szkice. Kraków: Vis-a-Vis/Etiuda Publ.. (in Polish)

German, M. (2005) Modernizm. Iskusstvo pervoi poloviny XX veka [Modernism. Art of the First Half of the 20th Century]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (in Russian)

Geron, M. (2015) Formiści. Twórczość i programy artystyczne. Torun: Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Mikołaja Kopernika Publ. (in Polish)

Heidegger, M. (1927) Sein und Zeit. Halle: Max Niemeyera Publ. (in German)

Husserl, E. (1989) Aufsätze und Vorträge (1922–1937). Dodrecht: Springer. (in German)

Jakimowicz, I. (1989) Formiści. Warszawa: Arkady Publ. (in Polish)

Kossakowska-Szanajca, Z. (1974) August Zamoyski. Warszawa: Arkady Publ. (in Polish)

Kovalenko, G. (2008) Pol’skoe iskusstvo i literatura. Ot simvolizma k avangardu [Polish art and literature. From symbolism to avant-garde]. Saint Petersburg: Aleteiia Publ. (in Russian)

Lipa, A. (2021) August Zamoyski: To think in stone. Warsaw: Muzeum Literatury im. Adama Mickiewicza.

Pronaszko, Z. (1918) ‘O ekspresjonizmie’, in Maski, 1, pp. 15–16. (in Polish)

Sobakina, O. (2020) ‘The “Zakopiański” Style in the Polish Art of the First Half of the Twentieth Century: Introduction to the Subject’, in: Khudozhestvennaia kul’tura [Artistic Culture], 4, pp. 264–285. (in Russian)

Szczuka, M. (1925) ‘Le mouvement artistique en Pologne’, in Anthologie du Groupe Moderne de Liege, 3–4, p. 4. (in French)

Witkiewicz, S. (2002) Nowe formy w malarstwie i wynikające stąd nieporozumienia. Warszawa: Państwowy Instytut Wydawniczy Publ. (in Polish)

Zamoyski, A. (1922) ‘O ksztaltowaniu (On shaping)’, in Zwrotnica, 3, pp. 62–67. (in Polish)

Zamoyski, A. (1975) Au-delà du formisme (Beyond formism). Lausanne: L’age d’homme. (in French)

Опубликован
2024-07-04
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ