КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЛЖИ (К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ХVI–ХVIII ВЕКОВ)
Аннотация
Статья посвящена проблемам интерпретации классического искусства ХVI– ХVIII вв. В фокусе внимания автора теоретические тексты этого периода, посвященные изобразительному искусству. Если риторическая, восходящая к Аристотелю, традиция этого времени рассматривается в контексте современных семиотических теорий, то неоплатонические тенденции классической эпохи интерпретируются в связи с психологическими и психоаналитическими вопросами. Трактат Бальдассаре Кастильоне «Придворный» важен для изложения авторской концепции классического искусства, поскольку центральное понятие этого сочинения “sprezzatura” («раскованность») позволяет соотнести классические, романтические и современные дискурсы. В статье также анализируются понятия манеры и стиля в контексте различных классических концепций индивидуальности. Автор приходит к выводу, что концепции децентрированной индивидуальности чрезвычайно существенны для искусства ХVI–ХVIII вв., что нашло отражение в теоретическом дискурсе той эпохи. Прослеживается тесное взаимодействие элитарных концепций в социальной и художественной сферах и влияние эксклюзивных стратегий на теоретическую область. Концепции придворного, денди, либертена, стоика изучаются в плане возможных реконструкций фигуры автора в изобразительном искусстве. Становление искусства как нейтральной, риторической и театральной области не противоречит пониманию художественного произведения в терминах влечения или желания. Статья развивает авторскую концепцию классического искусства в свете теорий мимикрии и фиктивности. «Универсальность лжи» понимается как сложный комплекс риторических программ и стратегий, унаследованных от античности и вступивших в ХVI–ХVIII вв. в период радикальных трансформаций.
Литература
Belting, H. (2017) Face and Mask: A Double History. Princeton, Oxford: Princeton University Press.
Castiglione, B. (2019) The Book of the Courtier. New Delhi: Gyan Publishing House.
Dolce, L. (1770) Aretin: A Dialogue on Painting. London: P. Elmsley.
Dubos, J.-B. (1748) Critical Reflections on Poetry, Painting and Music. London: J. Nourse.
Hofmann, W. (2002) Grundlagen der modernen Kunst: Eine Einführung in ihre symbolischen Formen. Stuttgart: Kroener Alfred. (in German)
Gracián, B. (1648) Agudeza y arte de ingenio. Huesca: Juan Nogués. (in Spanish)
Jonson, B. (1892) Timber, or Discoveries made upon men and matter. Boston: Ginn & Company.
Ortega y Gasset, J. (1997) Velázquez. Goya. Moscow: Respublika Publ. (in Russian)
Piles, R. de. (1677) Conversations sur la Connaissance de la Peinture et sur le jugement qu’on doit faire des tableaux. Où par occasion il est parlé de la vie de Rubens, & de quelques-uns de ses plus beaux ouvrages. Paris: Nicolas Langlois. (in French)
Rykov, A. (2022) ‘The Quarrel of the Ancients and the Moderns and the Theory of Modernism’, Vestnik of Saint Petersburg University. Arts 12, 1, pp. 147–163. Available at: https://doi/org/10.21638/spbu15.2022.107 (Accessed: 20 December 2023). (in Russian)
Small, A. (1996) Essays in Self-Portraiture: A Comparison of Technique in the Self-Portraits of Montaigne and Rembrandt. New York: P. Lang.
Wölfflin, H. (1932) Principles of Art History. The Problem of the Development of Style in Later Art. New York: Dover Publications.
Znamerovskaia, T. P. (1978) Velázquez. Moscow: Izobrazitelnoye iskusstvo Publ. (in Russian)