ДАНИИЛ, ВЕНЕРА И КЕРНУНН — ДЕКОРАЦИЯ ДОСПЕХА ГЕРЦОГА БРАУНШВЕЙГСКОГО 1563 ГОДА
Аннотация
В статье предпринята попытка анализа декорации собранного в 1563 г. латного костюма герцога Юлиуса Брауншвейг-Люнебурга (1528–1589), с целью определения символической системы, которую использовал мастер для передачи идей заказчика. Изучение декорации доспехов — тема, крайне редко поднимающаяся в академической среде, однако дающая весьма обширный простор для исследования ввиду многообразия её технических методов, стилей и художественного языка, а также зачастую тесного переплетения с прикладной функцией стальных пластин. Автор выдвигает предположение, что, помимо веяний в искусстве соответствующего времени и периода, место одного из основополагающих факторов в декорации латных облачений занимало непосредственное участие рыцаря, сделавшего заказ в мастерской. Исходя из этого, гравировка кирасы герцога Юлиуса рассматривается через призму его биографии, записанной такими историками, как Д. Кин и Э. Халлидей. Так, каждая мелкая деталь, не являющаяся орнаментальной, трактуется как часть единой символической системы, призванной передать причины создания доспеха и личную роль герцога в них. Сосуществование фигур Венеры и Даниила в львином рве на нагруднике автор связывает с идеей «любви к миру», соответствовавшей мирной политике герцога, которая, однако, трансформируется посредством текста «молитвы» Даниила и фриза с изображением перемирия двух армий и пары конкретных воинов, ассоциирующихся с братьями Юлиуса, погибшими за десять лет до создания доспеха. Последнее, дополненное появлением рогатого кельтского божества Кернунна в пространстве наспинника, позволяет предположить, что комплект был заказан к некоему празднику, приуроченному к десятилетней годовщине битвы при Зиверсхаузене 1553 г., оставившей Юлиуса единственным наследником Брауншвейга. Доспех, таким образом, выступает одновременно символом скорби и гротескного веселья, наследующего традиции германских масленичных праздников. Благодаря этому, делается вывод о фундаментальности целей и воззрений заказчика в разработке декорации облачений.
Литература
Boeheim, W. (1890) Handbuch der Waffenkunde. Leipzig.; Verlag von E. A Seemann Publ.
Brunswick (Braunschweig). New Advent. Available at: https://www.newadvent.org/cathen/03019a.html (accessed: 02.01.2024)
Ffoulkes, C. J. (1912) The armourer and his craft from the XIth to the XVIth century. London: Methuen & Co. Ltd.
Halliday, A. (1821) A general history of the house of Guelph. London: T. and G. Underwood.
Keane, D.D. (1828) Hints on the time of the coming of age of the Dukes of Brunswick Lüneburg, derived from original documents. London: J. Richardson.
Kelly, F.M., Schwabe, R. (1972) A short history of Costume & Armour, 1066–1800. Pennsylvania, Arco.
La Rocca, D.J. (2017) How to read European Armor. New York: Metropolitan Museum of Art Publ.
Maximilian, I. (1775) Der Weisskunig. Vien: auf Joseph Kursbocken.
Nickel, H. (1973) The art of Chivalry / The Metropolitan museum of Art Bulletin. New York: Metropolitan Museum of Art.
Oakeshott, E. (1999) A knight and his armor. Wyomissing, Dufour Editions.
Oldhouse-Green, M. (2020) The Celtic Myths:A Guide to the Ancient Gods and Legends. London, Thames & Hudson Ltd.
Springer, C. (2013) Armour and masculinity in the Italian renaissance. Toronto: Toronto University press.
Stepanov, A. (2009) Iskusstvo epohi Vozrozhdeniia. Niderlandy, Germaniya, Franciya, Ispaniya, Angliya. St. Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (in Russian)
Terjanian, P. (2017) The art of armourer in late medieval and Renaissance Augsburg: The rediscovery of Thun sketchbooks. Part II. Wien: Jahrbuch des Kunsthistorishen Museums Wien 17/18.
Terjanian, P. (2019) The Last Knight – The art, armour and ambition of Maximilian I. London: Yale University Press.