ВВЕДЕНИЕ ИКОНИЧЕСКОЙ ЗНАКОВОСТИ В ОРНАМЕНТЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В НАРОДНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Ключевые слова: орнамент, декоративно-прикладное искусство, традиционный орнамент, неоархаика, народный стиль, Сибирь, украшения, традиция, знак, художественный язык, иконический знак, иконизация.

Аннотация

Актуальность темы внедрения иконических знаков в традиционный и неотрадиционный орнаменты тесно связана с проблемой сохранения культурных ценностей. Проблема эта не новая, недаром она стала причиной разных культурных движений по возрождению народных ремесел, которые активизировались на протяжении XIX и XX вв., особенно на рубеже данных столетий. В современном мире, где осуществляется множество культурных контактов, соседствуют разные народы, их орнаменты и произведения декоративно-прикладного искусства неизбежно начинают испытывать воздействие со стороны магистральной линии культуры. Эпоха глобализации стирает черты аутентичной культуры малочисленных народов Сибири, сохранить которые можно только целенаправленно. Целью статьи является зафиксировать тенденцию усиления иконичности народных орнаментов в контексте трансформации структуры языка традиционного изделия (произведения народного творчества, произведения декоративно-прикладного искусства). Новым является подход к проблеме через теорию художественного образа: образ произведения состоит из нескольких условно определяемых статусов, которые применяются для его анализа: это материальный, индексный, иконический, символический статусы. Иконический статус не характерен для народного орнамента, но при этом фиксируется, что именно этот нехарактерный знак-икона начинает постепенно проникать в современный орнамент, созданный в традиционном ключе, в стиле неоархаики. Это происходит по разным причинам: обновления художественного языка, утраты семантики. В результате делается вывод, что аутентичный характер изделия в современности исчезает, что представляется риском прерывания культурных традиций для передачи новым поколениям мастеров.

Биография автора

Майя Гавриловна Смолина, Сибирский федеральный университет

кандидат философских наук, доцент

Литература

Batashev, M.S., Makarov, N.P. (2007) ‘Evenki. General information’, Istoriia i kul’tura narodov Prieniseiskogo kraja [History and culture of the peoples of the Yenisei region]. Krasnoiarsk: SFU Publ., 2007. (in Russian)

Buraeva, S.V., Buraeva O.V. (2021) ‘Cultural heritage of indigenous peoples of Siberia: Evenkian ornament’, Istoricheskii kur’er [Historical courier], 2(16), 2021, pp. 140–153. DOI 10.31518/2618-9100-2021-2-12. (in Russian)

Cheronchina, N.I. (2000) Narodnoe tvorchestvo Jevenkii [Folk art of Evenkia]. Tura. (in Russian)

Chukotskoe i eskimosskoe iskusstvo iz sobraniia Zagorskogo gosudarstvennogo istoriko-khudozhestvennogo muzeia-zapovednika [Chukchi and Eskimo art from the collection of the Zagorsk State Historical and Art Museum-Reserve] (1981). Leningrad (in Russian)

Gaponenko, A.A. (2018) Razvitie nauki i kul’tury v Rossii vo vremia pravleniia imperatora Nikolaia I [The development of science and culture in Russia during the reign of Emperor Nicholas I]. Belgorod. Available at: https://nauchkor.ru/pubs/razvitie-nauki-i-kultury-v-period-pravleniya-imperatora-nikolaya-ii-5c1a58d77966e104f6f853ec (accessed: 13 June 2017) (in Russian)

Gribova, L.S. (1980) Dekorativno-prikladnoe iskusstvo narodov Komi [Decorative and applied art of the Komi peoples]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Ivanov, S.V. (1963) Ornament narodov Sibiri kak istoricheskii istochnik (po materialam XIX – nachala XX v. Narody Severa i dal’nego Vostoka) [Ornament of the peoples of Siberia as a historical source based on the materials of the 19th – early 20th centuries]. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences Publ. (in Russian)

Kishteeva, O.V. (2019) ‘Embroidery technique in the composition of the Khakass ornament: traditions and modernity’, Iskusstvo Evrazii [Art of Eurasia], 4 (15), pp. 14–21. (in Russian)

Kistova, A.V., Pimenova, N.N. (2017) ‘Decorative and applied arts of indigenous peoples living in the Evenk and Taimyr municipal districts’, Sibirskii antropologicheskiii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 1, no. 3, pp. 72–92. (in Russian)

Kistova, A.V., Pimenova, N.N., Bukova, M.I. (2018) ‘The current state of the arts and crafts of the Evenks – the indigenous peoples of the Siberian Arctic’, Severnye Arkhivy i Ekspeditsii [Northern Archives and Expeditions], vol. 2, no. 1, pp. 49–56. (in Russian)

Kolesnik, M.A., Sitnikova A.A. (2017) ‘Model of the development of arts and crafts of the indigenous peoples of the Krasnoyarsk Territory’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 1, no. 3, pp. 42–59. (in Russian)

Kotljar, E.R. (2015) ‘Morphology of pictorial symbols in the Karaite arts and crafts’, Evraziiskoe Nauchnoe Ob’edinenie [Eurasian Scientific Association], vol. 2, no. 2(2). pp. 325–327. (in Russian)

Kovalinskaja, V. Ju. (2020) ‘Soviet porcelain of the second half of the 20th century in the collection of the Krasnoyarsk Art Museum named after V.I. Surikova’, Izobrazitel’noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal’nego Vostoka [Fine Arts of the Urals, Siberia and the Far East.], 4, pp. 40–61. (in Russian)

Leshhinskaia, N.M., Petrova, K.I. (2019) ‘Decorative and applied art of the indigenous peoples of the North of the Krasnoyarsk Territory: bone-carving art’, Severnye Arhivy i Ekspeditsii [Northern Archives and Expeditions], vol. 3, no. 1. pp. 72–79. DOI 10.31804/2542-1816-2019-3-1-72-79. (in Russian)

Libakova, N.M., Sertakova, E.A. (2017) ‘Decorative and applied art of indigenous peoples’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 1, no. 3. pp. 6–22. (in Russian)

Lomanova, T.M. (2013) Iskusstvo Krasnojarska. XX vek. Zhivopis’. Grafika. Skul’ptura. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo [Art of Krasnoyarsk. XX century. Painting. Graphic arts. Sculpture. Decorative and applied art]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. V.P. Astaf’eva Publ. (in Russian)

Lomanova, T.M. (2017) ‘Problems of preserving authenticity in modern folk art’, Dekorativno-prikladnoe iskusstvo, dizain i narodnaia khudozhestvennaia kul’tura. Obrazovatel’nye i tvorcheskie aspekty: materialy Vserossiiskoi (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoi konferentsii, Krasnoiarsk, 30–31 marta 2017 [Decorative and applied arts, design and folk art culture. Educational and creative aspects: materials of the All-Russian (with international participation) scientific and practical conference]. Krasnoiarsk: Krasnoiarskii gosudarstvennyi khudozhestvennyi institute Publ., pp. 195–202. (in Russian)

Lomanova, T.M. (2020) ‘Existence of folk crafts in modern society’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 4, no. 1, pp. 110–116. DOI 10.31804/2542-1816-2020-4-1-110-116. (in Russian)

Morozova, D.N. (1968) ‘Folk applied art of the North in the collections of the Arkhangelsk Museum of Local Lore’, Russkoe narodnoe iskusstvo Severa: sbornik statei [Russian Folk Art of the North: a collection of articles]. Leningrad, pp. 171–175. (in Russian)

Nganasany. Kul’tura naroda v atributakh povsednevnosti: katalog Etnograficheskogo muzeia na ozere Lama [Nganasans. The culture of the people in the attributes of everyday life: catalog of the Ethnographic Museum on Lake Lama] (2020). Noril’sk. (in Russian)

Reznikova, K.V. (2022) ‘Understanding of indigenous methodologies by the indigenous peoples of the North of the Krasnoyarsk Territory’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 6, no. 1, pp. 93–102. DOI 10.31804/2542-1816-2022-6-1-93-102. (in Russian)

Reznikova, K.V., Seredkina, N.N., Zamaraeva, Yu.S. (2017) ‘Recommendations for the development of decorative and applied arts of the indigenous peoples of the Krasnoyarsk Territory’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], vol. 1, no. 3, pp. 23–41. (in Russian)

Saf’jannikova, T.M. (2006) Raduga krasok sonkana [A rainbow of colors from Songkan]. Krasnoiarsk; Tura: Sibirskie promysly Publ. (in Russian)

Saf’janikova, T.M. (2007) Ornamenty i ukrashenija evenkov [Ornaments and decorations of the Evenks]. Krasnojarsk: Sibirskie promysly Publ. (in Russian)

Smolina, M.G. (2020) ‘Axiological aspect of women’s national ornaments of the peoples of Siberia’, Sibirskii antropologicheskii zhurnal [Siberian Anthropological Journal], 4, no. 1, pp. 156–170. DOI 10.31804/2542-1816-2020-4-1-156-170. (in Russian)

Vasilevich, G.M. (1949) ‘Tunguska breastplate among the peoples of Siberia’, Sbornik Muzeia antropologii i etnografii [Compilation of Museum of Anthropology and Ethnography], XI, pp. 42–61 (in Russian)

Zhukovskii, V.I. (2001) Formula garmonii: Sekrety shedevrov iskusstva. [Formula of harmony: Secrets of masterpieces of art]. Krasnoyarsk: Bonus Publ. (in Russian)

Zhukovskii, V.I. (2006) ‘The religious essence of masterpieces of architecture, sculpture and painting’, Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the Krasnoyarsk State University. Humanities], 2006, 1, pp. 10–21. (in Russian)

Zhukovskii, V.I. (2011) Teoriya izobrazitel’nogo iskusstva [Theory of fine arts]. St. Petersburg: Aleteya Publ. (in Russian)

Опубликован
2024-07-04
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ