ХТОНЬ И РОМАНТИКА: ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЕТЕРБУРГСКОМ ПЕЙЗАЖЕ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ 1980-2010 ГОДОВ

  • Ксения Игоревна Подлипенцева Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина https://orcid.org/0009-0000-0190-4894
Ключевые слова: искусствоведение, искусство XXI века, иконография пейзажа, городской пейзаж, метафизика пространства, типология пейзажа, Санкт-Петербург, иконографические типы петербургского пейзажа.

Аннотация

Статья посвящена проблемам типологии петербургского пейзажа в искусстве 1980–2010 гг. На примере работ нескольких художников, автор рассматривает пространство Петербурга в искусстве рубежа XX–XXI вв. и предлагает свою версию классификации петербургского пейзажа. Автор выделяет такие категории в типологии петербургского пейзажа, как художественно-эстетическое пространство, пространство времени, фантастический пейзаж и литературный Петербург. Каждая из этих категорий обладает своими характерными чертами и, вместе с тем, находит ярко индивидуальное воплощение в творчестве современных художников. Для анализа выбраны фигуры наиболее знаковых художников, в творчестве которых образ Петербург занимает главенствующее место. В предложенной автором классификации иконографических типов петербургского пейзажа наблюдается трансформация образа города в зависимости от индивидуальной творческой задачи каждого автора, однако большинство художественных экспериментов и авторских стилей имеет плотную связь с историко-культурным пространством Петербурга. В современном нам искусстве интерес к пространству Петербурга не исчез. Можно предположить, что в дальнейшем выделенные автором иконографические типы Санкт-Петербурга продолжат развиваться, кроме того мы сможем наблюдать зарождение новых иконографических типов петербургского пейзажа.

Биография автора

Ксения Игоревна Подлипенцева, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

аспирант

Литература

Aleshin, A. (2014) ‘Nikita Fomin’, in Fomin, N. (ed.) Nikita Fomin. Al’bom. [Nikita Fomin. Album]. Saint Petersburg: Soiuz khudozhnikov Sankt-Peterburga Publ., pp. 46–55. (in Russian)

Andreeva, E. (2011) Vse i Nichto. Simvolicheskie figury v iskusstve vtoroi poloviny XX veka. [Everything and Nothing. Symbolic figures in the art of the second half of the 20th century]. Saint Petersburg: Ivana Limbaha Publ. (in Russian)

Beliakova, T. (2021) ‘Petersburg is a trigger city’, in Ian Antonyshev. Vo vlasti goroda. Pasteli iz sobraniia Evgeniia Gerasimova i MISP [Yan Antonyshev. In the power of the city. Pastels from the collection of Evgeny Gerasimov and MCAP]. Saint Petersburg: Museum of 20th–21st Century Art of St Petersburg Publ. (in Russian)

Birulia, I. (2017) Zapiski na podramnikakh [Notes on stretchers]. Saint Petersburg: Sorokin Publ. (in Russian)

Denisov, Iu., Gordin, A. (1978) Gorod glazami khudozhnikov. Peterburg – Petrograd – Leningrad v proizvedeniiakh zhivopisi i grafiki [City through the eyes of artists. Petersburg – Petrograd – Leningrad in paintings and graphics]. Saint Petersburg: Khudozhnik RSFSR Publ. (in Russian)

Dmitrenko, A. (2006) ‘Dignity’, in Akbulatova, O. (ed.) Evgenii Ukhnalev. Zhivopis'. Grafika. Geral'dika. Al'bom [Evgeny Ukhnalev. Painting. Graphic arts. Heraldry. Album]. Saint Petersburg: KLP Publ., pp. 3–7. (in Russian)

Dubova, O. (2019) ‘Unofficial art in socio-cultural and economic relations of the late 1980s’, in In’shakov, A. (ed.) Pozdnesovetskoe iskusstvo Rossii. Problemy khudozhestvennogo tvorchestva. Kollektivnaia monografiia [Late Soviet Art in Russia. Problems of artistic creativity. Collective monograph]. Moscow: BuksMArt Publ., pp. 386–396. (in Russian)

Gracheva, S. (2019) Sovremennoe peterburgskoe akademicheskoe izobrazitel’noe iskusstvo. Traditsii, sostoianie I trendy razvitiiaI [Modern Petersburg academic fine arts. Traditions, state and development trends]. Moscow: BuksMArt Publ. (in Russian)

Iakimovich A. (2019) ‘Late Soviet Art in Russia. 1960–1991’, in In’shakov, A. (ed.) Pozdnesovetskoe iskusstvo Rossii. Problemy khudozhestvennogo tvorchestva. Kollektivnaia monografiia [Late Soviet Art in Russia. Problems of artistic creativity. Collective monograph]. Moscow: BuksMArt Publ., pp. 400–470. (in Russian)

Kagan, M. (2018) Grad Petrov v istorii russkoi ku’ltury [City of Peter in the history of Russian culture]. Moscow: Jurajt Publ. (in Russian)

Khlobystin, A. (2017) Shizorevoliutsiia. Ocherki peterburgskoi kul'tury vtoroi poloviny XX veka [Schizorevolution. Essays on Petersburg culture in the second half of the 20th century]. Saint Petersburg: Borey Art Publ. (in Russian)

Kozyreva, N. (2011) ‘Illustrations for the works of Dostoevsky from the collection of the St. Petersburg Museum’, in Ashimbaeva, N. (ed.) Obrazy Dostoevskogo v knizhnoi illiustratsii i stankovoi grafike [Images of Dostoevsky in book illustration and easel graphics. Album]. Saint Petersburg: Kuznechnyi pereulok Publ., pp. 9–39. (in Russian)

Kozyreva, N. (2011) ‘Victor Vilner. Romance with lithographic stone’, in Vil’ner, V. (ed.) Roman s litograficheskim kamnem. Zhivaia grafika khudozhnika, vliublennogo v Peterburg [A romance with a lithographic stone. Live graphics of an artist in love with St. Petersburg]. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., pp. 8–31. (in Russian)

Leniashin, V. (2014) Edinitsa khraneniia. Russkaia zhivopis' – opyt muzeinogo istolkovaniia. [Storage unit. Russian painting – the experience of museum interpretation]. Saint Petersburg: Art-salon Zolotoi vek Publ. (in Russian)

Nekliudova, M. (1991) Traditsii i novatorstvo v russkom iskusstve kontsa XIX – nachala XX veka [Traditions and innovation in Russian art of the late XIX – early XX century]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Pushkariov, V. (1975) The Neva Symphony. Leningrad in Works of Graphic Art and Painting. Leningrad: Aurora Art Publ.

Senderovich, S. (2012) Figura sokrytiia: Izbrannye raboty. Tom 1: O russkoi poezii XIX i XX vekov. Ob istorii russkoi khudozhestvennoi kul'tury [The Figure of Concealment: Selected Works. Volume 1: On Russian poetry of the 19th and 20th centuries. On the history of Russian artistic culture]. Moscow: Languages of Slavic cultures Publ. (in Russian)

Severiukhin, D. (2004) ‘New Artistic Petersburg: A Brief Historical Review’, in Leikind, O., Severiukhin, D. (ed.) Novyi khudozhestvennyi Peterburg. Spravochno-analiticheskii sbornik [New artistic Petersburg. Reference and analytical collection]. Saint Petersburg: N.I. Novikov Publ., pp. 11–36. (in Russian)

Spivak, D. (2019) Metafizika Peterburga. Istoriko-kul'turologicheskie ocherki [Metaphysics of Petersburg. Historical and cultural essays]. Saint Petersburg: Jeko-Vektor Publ. (in Russian)

Stepanian, N. (2008) Iskusstvo Rossii XX veka. Razvitie putem metamorfozy [Art of Russia of the XX century. Development through metamorphosis]. Saint Petersburg: Galart Publ. (in Russian)

Tolstoi, V. (1999) ‘Artistic models of the universe’, in Tolstoi, V. (ed.) Khudozhestvennye modeli mirozdaniia. Kniga vtoraia. XX vek. Vzaimodeistvie iskusstv v poiskakh novogo obraza [Artistic models of the universe. Book 2. XX century. Interaction of arts in search of a new image]. Moscow: Nauka Publ., p. 594. (in Russian)

Volodina, T. (2017) Gorod Serebrianogo veka. Prostranstvo goroda v russkom izobrazitel'nom iskusstve i literature Serebrianogo veka [City of the Silver Age. The space of the city in the fine arts and literature of the Silver Age]. Moscow: RIP-holding Publ. (in Russian)

Ukhnalev, E. (2008) Zhivopis’. Grafika. Geral’dika [Painting'. Graphic arts. Heraldry]. Saint Petersburg (in Russian)

Ukhnalev, E. (2011) Zhivopis’. Grafika [Painting. Graphic arts]. Saint Petersburg (in Russian)

Опубликован
2024-07-04
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ