ФРЕСКИ ПОДПРУЖНЫХ АРОК СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ. ИКОНОГРАФИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ОБРАЗОВ

  • Ольга Владимировна Силина Санкт-Петербургская академия художеств https://orcid.org/0009-0000-0145-3720
Ключевые слова: фрески Дионисия, Ферапонтов монастырь, изображения на арках, дни памяти святых.

Аннотация

В статье рассматриваются фрески 1502 г. размещенные на подпружных арках собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Исследуется иконографическая традиция образов святых в цветных медальонах и их особенности. В связи с большим количеством фигур, впервые ставится вопрос о существовании определенных принципов последовательности изображений, которыми пользовался Дионисий, выполняя росписи. Поиск принципов становится целью исследования. Соотнесение дат памяти святых с их пространственным местоположением и идентификация неизвестных ранее персон, впервые позволяют выявить минологический, парный принцип взаимосвязи образов друг с другом. Одновременно обнаруживается, что при размещении святых на подпружных арках художник учитывал не только деление фигур по чинам святости, но и парное расположение образов, имеющих общий день памяти, историко-тематические связи и другие факторы.

Биография автора

Ольга Владимировна Силина, Санкт-Петербургская академия художеств

соискатель кафедры русского искусства

Литература

Deichmann, F.W. (1958) Früchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna. Baden-Baden: Bruno Grimm Verlag für Kunst und Wissenschaft. (in German)

Deichmann, F.W. (1989) Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. 11. 3. Geschichte, Topographie, Kunst und Kultur. Stuttgart: Franz Steiner Verlag. (in German)

Demus, O. (1947) Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London: Kegan Paul Trench Trubner & Co.

Georgievskii, V.T. (1911) Freski Ferapontova monastyria [Frescoes of the Ferapontov Monastery]. Saint Petersburg: R. Golike i A. Vil’borg Publ. (in Russian)

Gerasimov, N.N. (1979) ҅Frescoes of the Church of Simeon the God-Giver in the Novgorod Animal Monastery ҆, in: Pamiatniki kul’tury. Novye otkrytiia: Ezhegodnik 1978 [Cultural monuments. New Discoveries: Yearbook 1978]. Leningrad: Nauka Publ. pp. 242–266 (in Russian)

Gerstel, S. (1998) ҅Painted Sources for Female Piety in Medieval Byzantium ҆, in: Dumbarton Oak Papers, 52, рp. 89–111.

Ioann Damaskin, prp. An exact exposition of the Orthodox [Online]. azbyka.ru. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/2_6 (accessed: 31 January 2017)

Kolpakova, G.S. (1980) ҅ About the painting of the Church of Simeon the God-Giver in Novgorod ҆, in: Drevnerusskoe iskusstvo. Monumental’naia zhivopis’ XI–XVII vv. [Ancient Russian art. Monumental painting of the 11–17 centuries]. Moscow: Nauka Publ., pp. 297–304. (in Russian)

Lazarev, V.N. (1971) Vizantiiskaia zhivopis’ [Byzantine painting]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Lazarev, V.N. (1986) Istoriia vizantiiskoi zhivopisi [The History of Byzantine Painting]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Lifshits, L.I. (1987) Monumental’naia zhivopis’ Novgoroda [Monumental painting of Novgorod]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Malkov, Ju.G. (1995) ҅ Frescoes of Gostinopolie ҆ Drevnerusskoe iskusstvo: Balkany. Rus’ [Ancient Russian art: The Balkans. Russia]. Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ., pp. 351–377. (in Russian)

Nersesjan, L. (2006) Dionisii-ikonnik i freski Ferapontova monastyrja [Dionisy the Icon painter and frescoes of the Ferapontov Monastery]. Moscow: Severnyi palomnik Publ. (in Russian)

Pivovarova, N. V. (2002) Freski tserkvi Spasa na Nereditse v Novgorode: ikonograficheskaia programma rospisi [Frescoes of the Church of the Savior on Nereditsa in Novgorod: iconographic program of painting]. Saint Petersburg: ARS; Dmitrii Bulanin Publ. (in Russian)

Sarab’ianov, V. D. (2012) ҅The image of the priesthood in the paintings of St. Sophia of Kiev. At 2 p.m. II: The program of St. Sophia Cathedral and ancient Russian monuments of the 11–12 centuries ҆. Iskusstvoznanie [Art studies], 3–4, pp. 23–93. (in Russian)

Shelkova, E. N. (2005) Putevoditel’ po kompozitsiiam stenopisi Dionisiia 1502 goda v sobore Rozhdestva Bogorodicy Ferapontova monastyrja [A guide to the compositions of Dionysius’ 1502 wall painting in the Cathedral of the Nativity of the Virgin of the Ferapontov Monastery]. Moscow: Severnyi palomnik Publ. (in Russian)

Smirnova, Je. S. (2005) ҅ Painting of the arches of the cathedral of the Ferapontov Monastery. The composition of the figures and the idea ҆, in L. I. Lifshic (ed.) K 500-letiju sozdaniia fresok Dionisiia v Ferapontovom monastyre. Drevnerusskoe i postvizantiiskoe iskusstvo. Vtoraia polovina XV – nachalo XVI veka [On the 500th anniversary of the creation of the frescoes of Dionysius in the Ferapontov Monastery. Old Russian and post-Byzantine art. The second half of the 15 – the beginning of the 16 century]. Moscow: Severnyi palomnik Publ., pp. 219–228. (in Russian)

Terry, A. (2007), Maguire, H. Dynamic Splendour. The Wall Mosaics in the Cathedral of Eufrasius at Porec: in 2 vols. Pennsylvania: Pennsylvania State University Press. Vol. 1.

Tsarevskaya, T.Yu. (2007) Rospis’ tserkvi Fedora Stratilata na Ruch’uu v Novgorode i ee mesto v iskusstve Vizantiii i Rusi vtoroi poloviny XIV veka [The painting of the Church of Fyodor Stratilat on the Stream in Novgorod and its place in the art of Byzantium and Russia of the second half of the 14 century]. Moscow: Severnyi palomnik Publ. (in Russian)

Vzdornov, G. I. (1989) Volotovo: Freski tserkvi Uspeniia na Volotovom pole bliz Novgoroda [Volotovo: Frescoes of the Assumption Church on Volotovo field near Novgorod]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Walter, C. (1982) Art and Ritual of the Byzantine Church. London: Variorum Publications.

Zakharova, A. (2015) Images of saints in the monumental decorations of early Christian and Byzantine churches before the XX century [Online]. historystudies.msu.ru Available at: http://www.historystudies.msu.ru/ojs2/index.php/ISIS/article/view/18/82 (accessed: 15 October 2019)

Zonova, O.V. (1985) ҅About the early altar frescoes of the Assumption Cathedral҆, in: S. Smirnova (ed.) Uspenskii sobor Moskovskogo Kremlja. Materialy i issledovaniia [Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Materials and research]. Moscow: Nauka Publ., pp. 69–86. (in Russian)

Опубликован
2024-07-04
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ