ДЖОТТО В ЛИЦАХ: МАСТЕР ИСААКА, МАСТЕР СВ. ФРАНЦИСКА, МАСТЕР ПАРУСОВ. К ПРОБЛЕМЕ АТРИБУЦИЙ ФРЕСКОВЫХ ЦИКЛОВ БАЗИЛИКИ САН-ФРАНЧЕСКО В АССИЗИ

  • Ирина Валерьевна Голубева Российский институт истории искусств https://orcid.org/0000-0003-0983-1292
Ключевые слова: Джотто, базилика Сан-Франческо в Ассизи, Мастер Исаака, Мастер цикла св. Франциска, Мастер Парусов.

Аннотация

Полемика вокруг атрибуций фресковых циклов базилики Сан-Франческо в Ассизи на протяжении столетий была и остается краеугольным краем спора о первенстве мастеров и школ Проторенессанса в проведении новаторских тенденций монументальной живописи. В рамках этой проблемы широко обсуждается и генезис стиля одного из самых крупных мастеров треченто — Джотто ди Бондоне. Откуда художник начал свой творческий путь, где были сделаны им первые открытия, самостоятельно или под руководством более опытных художников — Ассизи до сих пор является потенциальным хранилищем ответов на эти вопросы. В разное время Джотто ассоциировали с личностями различных мастеров (либо их групп, объединенных под общим именем), работавших в Сан-Франческо: с Мастером Исаака и Мастером св. Франциска из Верхней церкви, затем — живописцами, осуществившим роспись капелл св. Магдалины и св. Николая, а также с автором фресковых историй о детстве Христа в трансепте Нижней церкви, и, наконец, с самым загадочным мастером, создателем ключевой композиции базилики — Апофеоза св. Франциска, также известным как Мастер Парусов. Каждая из этих версий имела как своих сторонников, так и противников. Главной целью настоящей статьи было показать, что даже такие достаточно изученные пласты в истории искусства могут до сих пор оставаться актуальными и быть представлены в ином ракурсе. Для решения этой задачи автором производится историографический обзор развития научной мысли относительно приписываемых Джотто фресковых циклов в Сан-Франческо в Ассизи, предлагается собственная аргументация, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Биография автора

Ирина Валерьевна Голубева, Российский институт истории искусств

искусствовед, член АИС, соискатель степени кандидата искусствоведения

Литература

Aronberg Lavin, M. (1990) The Place of Narrative: Mural Decoration in Italian Churches, 431–1600. Chicago.

Aronberg Lavin, M. (2021) ‘Giotto – Piero della Francesca – Cavallini: Conceptual Connections’, Artibus et Historiae, 83, pp. 9–26.

Belting, H. (1985) ‘The New Role of Narrative in Public Painting of the Trecento: "Historia" and Allegory’. Studies in the History of Art. Vol. 16, Symposium Papers IV: Pictorial Narrative in Antiquity and the Middle Ages, pp. 151–168.

Boskovitz, M. (2000) ‘Giotto: un artista poco conociuto?’, in: Tartuferi A. (ed.) Giotto. Bilancio critic di sessant’anni di studi e ricerche. Firenze: Giunti, pp. 75–95. (in Italian)

Cooper, D., Robson, J. (2013) The making of Assisi. London: Yale University Press.

D’Arcais, F.F. (2000) Giotto. Milano: Motta. (in Italian)

Derbes, A., Sandona, M. (1998) ‘Barren Metal and the Fruitful Womb: The Program of Giotto's Arena Chapel in Padua’. The Art Bulletin, vol. 80, no. 2, pp. 274–291.

Gardner, J. (2011) Giotto and His Publics: Three Paradigms of Patronage. Cambridge: Harvard University Press.

Golubeva I.V. (2020) ‘Rome or Florence? The Attribution Problems of the Hagiographie Fresco Cycle of Saint Francis in the Upper Church of San-Francesco Basilica in Assisi Studied In The Researches of 21st Century’, Nauchnye trudy [Scientific Papers of Saint-Petersburg Academy of Fine Arts], 53, pp. 42–52. (in Russian)

Golubeva I.V. (2021) ‘The participation of Roman artists in the murals of the Upper Church of San Francesco in Assizi. Isaac's Master: Identification Problems’, in: Traditsii i shkoly v mirovom khudozhestvennom prostranstve [Traditions and schools in the world art space: materials of scientific and practical conference in memory of M.V. Dobroklonsky (St. Petersburg, April 24–26, 2018)]. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Academy of Fine Arts Publ., pp. 3–12. (in Russian)

Kessler, H.L. (2009) ‘Giotto e Roma’, in: Tomei A. (ed.) Giotto e il Trecento: "Il più sovrano maestro stato in dipintura: [mostra, Roma, Complesso del Vittoriano, 6 marzo – 29 giugno 2009. Milano: Skira, pp. 85–99. (in Italian)

Ladis, A. (1986) ‘The Legend of Giotto's Wit and the Arena Chapel’, The Art Bulletin, vol. 68, no. 4, pp. 581–596.

Martinelli, V. (1973) ‘Un document per Giotto ad Assisi’. Storia del Arte, no. 19. pp. 193–200. (in Italian)

Matthiae, G. (1987) ‘Giotto a Roma’, in: Matthiae G. Pittura romana del Medioevo. Roma: Palombi, pp. 229–235. (in Italian)

Meiss, M. (1960) Giotto and Assisi. New York: New York University Press.

Offner, R. (1939) ‘Giotto – non-Giotto’. Burlington Magazine, LXXIV, pp. 259–268.

Peshke, J. (2003) Monumental'naia zhivopis' epokhi Dzhotto v Italii. 1280–1400: Al'bom [The monumental painting of the Giotto’s epoch in Italy: album]. Beliakova, O.Iu., Trifonova E.V. (trans.). Moscow: Belyi gorod Publ. (in Russian)

Pozhidaeva A.V. (2021) Sotvorenie mira v ikonografii srednevekovogo Zapada. Opyt ikonograficheskoi genealogii. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (in Russian)

Romano, S. (2009) ‘La pittura al tempo di Arnolfo. Ancora una volta sul Maestro Isaaco’, in: Friedman, D., Gardner, J., Haines, M. (eds.). Arnolfo's moment. Acts of an International Conference (Florence, Villa I Tatti, May 26–27, 2005). Florence: La casa editrice Olschki, pp. 47–68. (in Italian)

Romanini, A.M. (1989) ‘Arnolfo all'origine di giotto: l'enigma del Maestro di Isacco’. Storia dell'arte, 65, pp. 5–26. (in Italian)

Rough, R.H. (1980) ‘Enrico Scrovegni, the Cavalieri Gaudenti and the Arena Chapel in Padua’. The Art Bulletin, vol. 62, no. 1., pp. 24–35.

Ruf, G. (2013) Gli affreschi della Basilica superior di San Franceso in Assisi. Iconografia e teologia. Regensburg: Schnell & Steiner. (in Italian)

Scheller R.W. (1995) Exemplum: Model-Book Drawings and the Practice of Artistic Transmission in the Middle Ages (Ca. 900 – Ca. 1470). Amsterdam: Amsterdam University Press, 1995.

Schlegel, U. (1969) ‘On the Picture Program of the Arena Chapel’, in: Stubblebine J.H. (ed.) Giotto: The Arena Chapel Frescoes. N.Y. & London, pp. 188–211.

Schwarz, M.V. (2017) ‘Giotto di Bondone’, in: Handbuch Rhetoric der Bildenden Kuenste. Berlin; Boston: De Gruyter, pp. 221–225. (in German)

Smart, A. (1960) ‘Santa Cecilia Master and his school in Assisi’. The Burlington Magazine, vol. 102, pp. 405–413.

Smart, A. (1971) The Assisi problem and the art of Giotto. Oxford: Clarendon Press.

Tomei, A. (2009) ‘La decorazione della basilica di San Francesco ad Assisi come metafora della questione giottesca’, in: Tomei A. (ed.) Giotto e il Trecento: "Il più sovrano maestro stato in dipintura: mostra, Roma, Complesso del Vittoriano, 6 marzo – 29 giugno 2009. Milano: Skira, pp. 31–49. (in Italian)

Vipper B.R. (1977) Ital'ianskii Renessans [Italian Renaissance]. T. 1. Moscow: Iskusstvo Publ.

White J. (1993) Art and architecture in Italy 1250–1400. London: Yale university press.

Zanardi B. (2002) Giotto e Pietro Cavallini: la questione di Assisi e il cantiere medievale di pittura a fresco. Milano: Skira. (in Italian)

Zanardi B. (2004) ‘Giotto and the St. Francis Cycle at Assisi’, in: Derbes, A., Sandona, M. (eds). The Cambridge Companion to Giotto. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 32–62.

Опубликован
2024-07-04
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ