ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ СЦЕНЫ СМЕРТИ ИУДЫ ИСКАРИОТА В МОРАЛИЗОВАННЫХ БИБЛИЯХ ТРЕТЬЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIII ВЕКА
Аннотация
Образ Иуды Искариота в исследовательской литературе второй половины XX в. (Р. Меллинкофф, С. Липтон) часто рассматривается в контексте антииудейского дискурса и отождествлении апостола-предателя с евреями. Так, его изображения довольно продолжительный период изучаются в комплексе с изображениями иудеев, редко выделяясь как самостоятельный объект исследований. Тем не менее, в работах первых десятилетий XXI в. (А. Вебер, А. Лафран) намечается вектор трактовки образа как морализаторской эмблемы (exemplum), активно использующейся монахами нищенствующих орденов во время проповедей, что нашло своё отражение в распространении образов Иуды Искариота в скульптуре готических порталов (например, западный портал Фрайбургского собора, к. XIII в. и западный портал Страсбургского собора, 1280–1285 гг.), а также в их включении в программу оформления романских капителей (например, в капители нефа собора Сен-Лазар, Отен, 1125–1130 гг.). Наиболее отчетливо такое функционирование проявляется также в Морализованных Библиях, где сцена смерти Иуды получает различные интерпретации: от социальных до морализаторских. В статье предлагается рассмотреть особенности интерпретации образа апостола в рукописях Морализованных Библий (Толедской Морализованной Библии, Морализованных Библий из собраний Бодлианской, Британской библиотек; Французской национальной библиотеки и Национальной библиотеки Австрии), что позволит существенно расширить функции, сообщающиеся данному образу.
Литература
Ambrosius Mediolanesis (1845) ‘Hymni’, in Migne J.-P. (ed.) Patrologia Latina, vol. 17. Venit Apud Editorem. 1255 col.
Antonov, D. I (2013). ‘Tsena krovi, ili Prokliatye den'gi Iudy Iskariota’, in A.S. Arkhipova, Ia. Frukhtmann (ed.) Fetish i tabu: Antropologiia deneg v Rossii [Fetish and taboo: Anthropology of money in Russia], pp. 413–434. (in Russian)
Aurelius Augustinus (1845) ‘Enarrationes in Psalmos’, in Migne J.-P. (ed) Patrologia Latina: vol. 4. Venit Apud Editorem. 1967 col.
Baum, P. F. (1916) ‘The Medieval Legend of Judas Iscariot’, Publications of the Modern Language Association, 31 (3), pp. 481–632.
Bible Moralisée: Codex Vindobonensis 2554, Vienna Österreichische Nationalbibliothek (1992), Guest G.B. (comm. and trans). London: Harvey Miller Publishers, 144 p.
Bibliia. Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhogo i Novogo zaveta: Kanonicheskie (2011) [Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments: Canonical]. Moscow: Rossiiskoe Bibleiskoe obshchestvo Publ. (in Russian)
Bruno of Segni (1892) Libellus de Symoniacis . Sackur E. (ed.). Hannover: IBH.
Cassiodorus (1865) ‘Expositio in Psalterium’, in Migne J.-P. (ed.) Patrologia Latina: vol.7. Venit Apud Editorem. 1463 col.
Goetz, O. (1950) ‘Hie Hencktt Judas’, in Wentzel H. (ed.) Forum und Inhalt: Kunsteschichtliche Studien, Otto Schmitt zum 60. Stuttgart: W. Kohlhammer Publ., pp. 105–137. (in German)
Gregorius PP. I. (1862) ‘Liber Responsalis sive antiphonatius’, in Migne J.-P. (ed.) Patrologia Latina: vol. 78. Venit Apud Editorem. 1179 col.
Jursch, H. (1970) ‘Judas Ischariot‘, in Kirshbaum E. (ed.) Lexikon der Christlichen Ikonographie: vol. 2. Freiburg: Verlag Herder, pp. 444–448. (in German)
Lafran, A. (2007) ‘La Mort de Judas Iscariote dans les Bibles Moralisées du XIIIe siècle’, Revue Mabillon, 18, pp. 163–192. (in French)
Lipton, S. (1991) Jews in the Commentary Text and Illustrations of the Early Thirteenth-Century Bibles Moralisées: PhD Thesis. New Haven: Yale University Press.
Lowden, Jh. (2000) The Making of the Bibles Moralisées: vol. 1: the Manuscripts. Pennsylvania: Penn State University Press.
Luchitskaia, S. I. (2016) ‘Moralizovannaia Bibliia: iz istorii zapadnoevropeiskoi rukopisnoi knigi’, in A.O. Chubar’ian (ed.) Universitas Historiae: Sbornik statei v chest' Pavla Iur'evicha Uvarova [Universitas Historyae: Collection of articles in honor of Pavel Yurievich Uvarov], pp. 219–227. (in Russian)
Mellinkoff, R (1944) Outcasts: Signs of Otherness in Northern European Art of the Late Middle Ages: vol. 1. Berkeley: University of California Press.
Oretskaia, I. A. (2016) ‘Iuda Iskariot: Ikonografiia’, in Patriarkh Kirill (ed.) Russkaia pravoslavnaia entsiklopediia: T. 28 [Russian Orthodox Encyclopedia: Vol. 28], pp. 399–400. (in Russian)
Porte, W. (1883) Judas Ischarioth in der bildenden Kunst: PhD Thesis. Berlin: Draeger.
Schiller, G. (1972) Iconography of Christian Art: the Passion of Jesus Christ: vol. 2. Trans. by J. Seligman. London: Lund Humphries, pp. 77–78.
Schintzler, N. (2000) ‘‘Judas’ Death: Some Remarks Concerning the iconography of Suicide in the Middle Ages’, The Medieval History Journal, 3 (1), pp. 103–118.
Weber, A. (2002) ‘The Hanged Judas of Freiburg Cathedral: Sources and Interpretations’, in Frojmovic E. (ed.) Imagining the Self, Imagining the Other: Visual Representation and Jewish-Christian Dynamics in the Middle Ages and Early Modern Period. Leiden: Brill, pp. 165–188.
Westerhoff, I. (1995) ‘Der Moralisierte Judas: Mittelalterliche Legende, Typologie, Allegorie im Bild’, Aachener Kunstblätter des Museumsverien, 61, pp. 85–156. (in German)
Zweig, B. (2014) Depicting the Unforgivable Sin: Images of Suicide in Medieval Art: PhD Thesis. Boston: Boston University.