ФОРМИРОВАНИЕ ИСПАНСКОГО РЕТАБЛО

  • Мария Максимовна Прохорцова Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: ретабло; испанское искусство; религиозная живопись; алтарное пространство; романское искусство; антепендиум (фронталь); фреска; киворий; Евхаристия.

Аннотация

Статья посвящена вопросу формирования испанского ретабло, рассматриваемому с композиционной и семантической точки зрения. Изучены типы декорации алтарного пространства романского периода, предшествовавшие появлению ретабло, такие, как фрески конхи абсиды и алтарной стены, антепендиумы (фронтали), надпрестольные кивории и балдахины, реликварии
и кресты. Композиционное и иконографическое решение каждого типа памятников находит отражение в ретабло, создающемся в результате эволюции архитектурных форм и изменений, происходящих в богословии в начале XIII в. Перенесение главного изображения с передней стенки алтаря за престол происходит после Латеранского собора, постановления которого внесли ряд
новшеств в литургию, в том числе в ритуал Евхаристии. Для Испании, находившейся в состоянии борьбы с маврами, религиозные обряды и изображения, культ реликвий и паломнические пути имели особое значение, что привело к распространению и быстрому расширению ретабло до монументальных размеров. Кроме того, развитию ретабло способствовали и масштабы соборов эпохи
готики, в рамках которых постепенно исчезают составные элементы «прозрачного» алтаря, в первую очередь, фрески и фронтали. Интерес к обыденной жизни, наряду со стремлением раскрыть суть литургического действа, приводит к расширению повествовательных циклов, складывающихся в композиции ретабло в ряды, напоминающие о регистрах романских фресок. Выделение
главного изображения в ретабло связывает его с фронталем (а через него с реликварием), имеющим трёхчастную композицию. Повышение центральной секции и завершение её фронтоном с изображением Распятия восходит к иконографическому и конструктивному решению кивориев. Включение дарохранительницы в структуру ретабло завершает его композицию и сообщает
ему особое значение, чему также способствует неизменность его облика в любое время литургического года.

Биография автора

Мария Максимовна Прохорцова, Санкт-Петербургский государственный университет

Aспирант

Литература

Ainaud de Lasarte J. Peintures romanes espagnoles. Paris, Flammarion Publ., 1962. 24 p. (in French)

Ainaud de Lasarte J. Arte romanico catalano: Pitture su tavola. Milano, Mondadori Publ., 1965. 15 p. (in Italian)

Azcárate Ristori J. M. de. El protogótico hispánico. Madrid, Real Academia de Ballas artes de San Fernando Publ., 1974. 117 p. (in Spanish)

Berg-Sobré J. Behind the Altar Table: the Development of the Painted Retable in Spain,

–1500. Columbia, University of Misouri Press Publ., 1989. 384 p.

Bogdanović J. The Moveable Canopy. The Performative Space of the Major Sakkos of Metropolitan Photios. Byzantino-Slavica, vol.1–2, Prague, Slovanský ùstav Euroslavica Publ., 2014, pp.256–258.

Camon Aznar J. Summa artis. Pintura medieval española. Madrid, Espasa-Calpe Publ., 1988. 716 p. (in Spanish)

Deurbergue M. The Visual Liturgy: Altarpiece Painting and Valencian Culture (1442–1519). [s.l.], Brepols, 2012. 291 p.

Kaptereva T. P. Iskusstvo Ispanii. Srednieveka. Epokha Vozrozhdeniia: Ocherki (Spanish Art. Middle Ages. Renaissance: Essays). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1989. 385 p. (in Russian)

Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: The Medieval Altarpiece in the Iberian Peninsula. Lueven, Paris, Walpole, Peetrs Publ., 2009. 467 p.

Lacarra Ducay M. del C. Primitivos aragoneses en el Museo Provincial de Zaragoza. Zaragoza, Institución “Fernando el Catolico” Publ., 1970. 189 p. (in Spanish)

Lidov A. M. Ikona. Mir sviatykh obrazov v Vizantii i Drevnei Rusi (Icon. The World of Holy Images in Byzantyne Empire and Antient Rus). Ul'ianovsk, Feoriia Publ., 2014. 405 p. (in Russian)

Lidov A. M. Vizantiiskii antependium. O simvolicheskom prototype vysokogo ikonostasa (Byzantine Antependium. On Symbolic Prototype of High Iconostasis). Ikonostas: Proiskhozhdenie–razvitie–simvolika. Sbornik statey (Iconostasis: Origins–Development–Symbolism. Conference materials). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2000, pp.161–206. (in Russian)

Melero-Moneo M. La pintura sobre tabla del gótico lineal. Bellaterra, Barcelona, Girona, Lleida, Universitat Autònoma de Barcelona, Servei de Publicacions Publ., 2005. 223 p. (in Spanish)

Shalina I. A. Vkhod “Sviataia sviatykh” i vizantiiskaia altarnaia pregrada (Entrance to “Sanctum sanctorum” and Byzantine Chancel Screen). Ikonostas: Proiskhozhdenie–razvitie–simvolika. Sbornik statey (Iconostasis: Origins–Development–Symbolism. Conference materials). Moscow, Progress-Traditsiia Publ., 2000, pp.52–84. (in Russian)

Опубликован
2018-12-17