ХРАМОВЫЕ РОСПИСИ АНАТОЛИЯ БЕЛЯЕВА (К ПРОБЛЕМЕ КАНОНА И СТИЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ)
Аннотация
В статье рассматриваются храмовые росписи современного художника Анатолия Беляева. Кульминация его творчества — роспись Спасо-Преображенского собора в Дивеево. Изучаются проблемы, связанные со следованием канону, вопросы стиля в современной религиозной живописи. Эскиз росписи Спасо-Преображенского собора разработан Анатолием Беляевым в марте-апреле 2003 г. Роспись собора длилась с мая 2003 по июнь 2008 г. Стиль храмовой росписи Спасо-Преображенского собора формировался десятилетие. До этого Беляев возглавлял оформление храмов в Самаре, Ульяновске, Нижнем Новгороде, Паланге. Это помогло утвердить ему собственную манеру в религиозной живописи. Параллельно он занимался иконописью. Изучение иконографических подлинников древнерусского искусства, архивов церквей сформировало методы и подходы в работе. Безусловно, полученное художественное образование способствовало этому. Изучение иконописи и фрески, наследия Рублева, Дионисия питали творческое воображение художника. Воцерковленность художника, знание богословия, истории церкви помогли ему. Следуя канону, соединяя иконописную традицию и русскую религиозную живопись, он нашел источник дальнейшего творческого поиска и пути, религиозного идеала. В Соборности Анатолий Беляев как художник обрел себя. Характерные черты работы над храмовыми росписями Анатолия Беляева: 1) работа артелью; 2) использование архитектоники храма для усиления эмоционального впечатления от живописного изображения; 3) применение новых материалов; 4) разработка новых иконографических типов новомучеников; 5) следование традиции. Свет, цвет, литургическое действо становятся определяющими ориентирами в храмовых росписях Анатолия Беляева. В статье подробно рассматривается иконографическая программа Спасо-Преображенского собора в Дивеево. Автор приходит к выводу, что Беляев, опираясь на традиции, смог выработать свою манеру художественного повествования, которую можно развивать на новых церковных объектах.
Литература
Alpatov M. V. Drevnerusskaia ikonopis' (Ancient Russian Icon Painting). Moscow, Iskusstvo Publ., 1984. 331 p. (in Russian)
Alpatov M. V. Kraski drevnerusskoi ikonopisi (Paints of Ancient Russian Icon Painting). Moscow, Izobrazitel'noe iskusstvo Publ., 1974. 114 p. (in Russian)
Grabar' I. Eh. (ed.). Istoria russkogo iskusstva (History of Russian Art). In 13 vol. Vol. 3. Moscow, Akademia nauk SSSR Publ., 1955. 745 p. (in Russian)
Kondakov N. P. Ikonografiia Bogomateri (The Iconography of the Mother of God). In 2 vol. Vol. 2. Petrograd, Tipipografia Imperatorskoi Akademii Nauk Publ., 1915. 451 p. (in Russian)
Kondakov N. P. Ikonografiia Bogomateri: sviazi grecheskoi i russkoi ikonopisi s ital'ianskoiu zhivopis'iu rannego Vozrozhdeniia (The Iconography of the Mother of God. Connections of Greek and Russian Icon Painting with Italian Painting in the Early Renaissance). Saint Petersburg, Tovarishchestvo R. Golike i A. Vil'borg Publ., 1910. 216 p. (in Russian)
Lazarev V. N. Moskovskaia shkola ikonopisi (Moscow School of Icon Painting). Moscow, Iskusstvo Publ., 1980. 235 p. (in Russian)
Lazarev V. N. Russkaia ikonopis' ot istokov do nachala 16 veka (Russian Icon Painting from Its Origins to the Beginning of the 16th Century). Moscow, Iskusstvo Publ., 1983. 538 p. (in Russian)
Pokrovskii N. V. Ocherki pamyatnikov khristianskogo iskusstva i ikonografii (Essays on Christian Art and Iconography). Saint Petersburg, Sinodal'naia tipografiia Publ., 1910. 450 p. (in Russian)
Uspenskii L. A. Bogoslovie ikony pravoslavnoi tserkvi (Theology of the Icon in the Orthodox Church). Moscow, Moskovskii patriarkhat Publ., 1989 (1994). 474 p. (in Russian)