НИКОЛАС БРУНО. СОННЫЙ ПАРАЛИЧ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

  • Ида Александровна Шик Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-7953-6283
Ключевые слова: фотография; сюрреализм; хоррор; сонный паралич; Николас Бруно.

Аннотация

В статье проводится анализ специфики визуализации эпизодов сонного паралича в творчестве американского фотографа Николаса Бруно, являющегося примером конвергенции эстетики сюрреализма и хоррора в искусстве XXI в. Фотохудожник отдает предпочтение «меланхоличным» пейзажам, вызывающим ощущение жуткого, характерное для сновидений и фильмов ужасов, и делает акцент на символизме воды и огня. Отличительной чертой персонажей Николаса Бруно является безликость — этот мотив навязчиво повторяется в его работах, становясь своего рода «визитной карточкой» автора. Любимыми сюжетами фотохудожника становятся типичные для ночных кошмаров и хоррора преследование, казнь, утопление, удушение, пожар, присутствие невидимого Другого. Николас Бруно работает с такими востребованными в рамках сюрреализма и хоррора концепциями, как принцип «парадоксальных сопоставлений», конвульсивная красота, черный юмор. Трансформируя сонный паралич в эстетический опыт, Николас Бруно продолжает предпринятое искусством XX в. исследование пограничных состояний и мира бессознательного, позволяющее покинуть пределы профанного существования и сместиться в область сакрального.

Биография автора

Ида Александровна Шик, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Bauduin, T. M., Ferentinou, V., Zamani, D. (2018) Surrealism, Occultism, and Politics. New York, London: Routledge.

Breton, A. (2003) ‘Manifesto of Surrealism’, in Iasnov, M. (ed.) Poezia frantsuzskogo surrealizma: antologiia [Poetry of French Surrealism: Anthology]. Saint Petersburg: Amfora Publ. (in Russian)

Foster, H. (1993) Compulsive Beauty. Cambridge: The MIT Press.

Gould, R. (no date) ‘This Artist Explores the Terrors of Sleep Paralysis Through Surreal Photography’, Culture Trip [Online]. Available at: https://theculturetrip.com/north-america/usa/new-york/articles/this-artist-explores-the-terrors-of-sleep-paralysis-through-surreal-photography/ (accessed: 5 December 2022).

Grant, B. K. (2010) ‘Screams on Screens: Paradigms of Horror’, Loading… 4(6): Special Issue, “Thinking After Dark”, pp. 1–17.

Haven Gallery (2019) Nicolas Bruno, “In Limbo” [Online]. Available at: http://www.havenartgallery.com/portfolio/nicolas-bruno-in-limbo/

Reeves, B. (no date) ‘Interview: Nicolas Bruno’, Cortex [Online]. Available at: https://cortexmag.com/INTERVIEW-NICOLAS-BRUNO (accessed: 5 December 2022).

Roch, C. (2018) ‘The Horrors of Sleep Paralysis are Captured in Nicolas Bruno’s Photography Series’, Resource [Online]. Available at: http://resourcemagonline.com/2018/03/the-horrors-of-sleep-paralysis-are-captured-in-nicolas-brunos-photography-series/87758/ (accessed: 5 December 2022).

Shik, I. A. (2018) ‘Surrealist Photography of the 1920s – 1970s: the Key Concepts and Problems’, PhD Thesis, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg. (in Russian and English)

Shik, I. A. (2021) ‘Nicolas Bruno. Sleep Paralysis as Aesthetic Experience’, in Vtoroi rossiiskii esteticheskii kongress. Tezisy dokladov uchastnikov [The Second Russian Aesthetic Congress. Abstracts]. Ekaterinburg: Gumanitarnyi universitet Publ.,. pp. 625–627. (in Russian)

Shik, I. A. (2021) Surrealism, Horror, and Esotericism: ‘The Somnia Tarot’ Project by American Photographer Nicolas Bruno, Art Innovation, 2, pp. 58–75. (in Russian)

Опубликован
2023-05-06
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ