СИМУЛЯКР РЕАЛЬНОСТИ В ПОСМЕРТНОЙ ФОТОГРАФИИ

  • Мария Алексеевна Лопаткина Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Ключевые слова: посмертная фотография; фотоискусство; феномен времени; темпоральность; культ траура; симулякр.

Аннотация

В статье анализируется вопрос об Иной реальности, созданной посредством посмертной фотографии. В исследовании автор опирается на теоретические идеи
М. Хайдеггера, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Е. В. Васильевой и др. Идея изображения недавно умерших людей, возникшая в некоторых странах в XIX в., связана с созданием в 1839 г. дагерротипа. В статье рассматриваются методы изображения усопшего, чтобы тот походил на живого человека в своих привычных контекстах, что в свою очередь, если обращаться к «Camera lucida. Комментарии к фотографии» Ролана Барта, является прямой отсылкой к театру. Также поднимается вопрос, насколько персонажи в пост-мортем фотографиях соответствуют реальной вещественности и какое значение подобные снимки имеют для феномена темпоральности в фотографии.  Автор приходит к выводу, что посмертная фотография являет собой пример примитивизации Души и скоротечности времени. Поэтому, помимо своей прямой идеи документирования умерших людей с целью сохранения памятного момента или образа человека, подразумевается «сохранение» Души в мире живых через снимок. Фотография есть остановка трансцедентального опыта; она становится полной его смертью и являет новую форму настоящего. Иная реальность, заложенная в посмертных фотографиях, стала массовой тенденцией сохранения душ ушедших близких благодаря превращению образа в симулякр реального персонажа (объекта). Поэтому можно сделать выводы о вовлечении в социальный контекст причастности к модным веяниям благодаря инновационным техническим методам и массовому распространению фотографий. Несмотря на то, что сама сущность фотографии уже определяет свою цель в умерщвлении реальности, создании Иного пространства и обращении к феномену жизни и смерти, «подобно смерти, фотография становится одной из форм Другого». Тем самым проявляется подмена реальности ее симулякром, где культ траура доходит до наивысшей степени обыденности.

Биография автора

Мария Алексеевна Лопаткина, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

искусствовед, студент магистратуры

Литература

Barthes, R. (1997) Camera Lucida. Moscow: Ad Marginem Publ. (in Russian)

Baudrillard, J. (1999) La Photographie ou l’Ecriture de la Lumiere: Litteralite de l’Image. L’Echange Impossible. Paris: Galilée Publ. (in French)

Golubeva, O. V. (2018) ‘Cultural Heritage. Post Mortem – a Dark Trade of the Victorian Era’, in World Science: Problems and Innovations. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 247–252.

Heidegger, M. (1997) Bytie i Vremia [Being and Time]. Moscow: Ad Marginem Publ. (in Russian)

Kopaneva, K. A. (2017) ‘The Problem of Awareness of Death in Existential Philosophy, and philosophy of Stoicism’, NovaUm.Ru, 7. pp. 137–138. (in Russian)

Litvin, T. V. (2001) ‘Reproduction as an Embodiment. On the Question of Time in Heidegger and Deleuze’, in Filosofiia 20 veka: shkoly i kontseptsii [Philosophy of the 20th Century: Schools and Concepts]. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society Publ., pp.126–129. (in Russian)

Osika, Iu. L. (2006) Diachrony and the Theme of the Other [Online]. Anthropology.ru. Available at: http://anthropology.ru/ru/text/osika-yul/diahroniya-i-tema-drugogo (accessed: 21 October 2022). (in Russian)

Sontag, S. (2014) Smotrim na chuzhie stradaniia [Regarding the Pain of Others]. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (in Russian)

Vasil’eva, E. V. (2013) ‘Photography and Death’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Saint-Petersburg University], Series 15, 1, pp. 82–93. (in Russian)

Опубликован
2023-05-06
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ