OPTIMA MATER, ИЛИ О ВИЗУАЛЬНОЙ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ СТАТУИ ГРАФА ОСТЕРМАНА-ТОЛСТОГО, РАНЕНОГО В БИТВЕ ПРИ КУЛЬМЕ, В ЖЕНЕВСКОМ МУЗЕЕ ИСКУССТВА И ИСТОРИИ (МАH)
Аннотация
В статье вводится в научный оборот ранее неизвестный вариант скульптуры графа А. И. Остермана-Толстого, раненого при Кульме, из Музея искусства и истории Женевы; идентифицируется изображение миниатюрного портрета матери графа и обсуждается интертекстуальность этого произведения в контексте заказчика. Остерман-Толстой лишился в героической битве левой руки и заказал русскому скульптору Самуилу Ивановичу Гальбергу свой скульптурный портрет с ампутированной левой рукой, с латинской надписью VIDES HORAM NESCIS HORAM (Видишь время, не знаешь час). До сих пор представлялось, что монумент сохранился лишь в авторской уменьшенной копии в Государственном историческом музее и, с утраченной левой рукой, в Ярославском художественном музее. 30 августа 2022 г. на выставке часов в Женеве автор обнаружил каминные часы, которые оказались неизвестной ранее репликой этой скульптуры с инскрипцией OPT[I]MA MATE[R] на медальоне с женским профилем на шее статуи, отсылающей к «Энеиде» Вергилия и «Анналам» Тацита. Русский герой уподобляет себя обращающемуся к небесам и уверенному в долголетии искалеченному Анксуру, выступающему против Энея-Наполеона, а на имя его обожаемой матери, возможно, намекает имя матери Нерона. Интерес заказчика к тематике memento mori, позе симпозиастов semidisteso и этрусских погребальных урн отражает не только классицистические мотивы мемориальной пластики ампира в целом, но, как представляется, и влияние Антонио Кановы. Это проявление визуальной интертекстуальности, то есть взаимодействия визуальных и текстуальных отсылок к «Энеиде» Вергилия и, вероятно, «Анналам» Тацита и скульптуре Venus Victrix Кановы, демонстрирует высокую степень интереса к проявлению эрудиции в области античности в контексте телесности и наполеоновских войн, что позволяет по-новому увидеть личность заказчика в рамках дискурса микроистории и социальной истории искусства.
Литература
Bedretdinova, L. M. (2008) Aleksandrovskii ampir [Alexander Empire]. Moscow: Belyi gorod Publ. (in Russian)
Brokgaus, Efron (1892) Entsiklopedicheskii slovar’ Brokgauza i Efrona, T. 8 (15): Gal’berg — Germanii [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron, Vol. 8 (15): Galberg — Germanium]. Saint Petersburg: Tipografiia Aktsionernogo Obshchestva Brokgauz-Efron Publ. (in Russian)
Gorshkova N. E., Chernyavskaya V. E. (2021) ‘Visual Intertextuality as a Way of Generating Meaning’, Kommunikativnye issledovaniia [Communicative Studies], 8 (4), pp. 689–700. (in Russian)
Cassinelli, P. (2004) Carlo Lasinio. Incisioni. (in Italian)
Catherinet de Villemarest, C. M. and Louet (1825). The Hermit in Italy, or Observations on the Manners and Customs of Italy. Vol. 1. London: Cox and Baylis.
Count Osterman-Tolstoy (Biographical Sketch, Borrowed from the Prussian Newspaper “Zeit”) (1857), Syn Otechestva [Son of the Fatherland], pp. 415–416. (in Russian)
Dvorakovskii, V. B. (2013) ‘Hero of the Battle of Kulma’, Krasnogor’e, 17, pp. 45–55. (in Russian)
Eval’d, V. F. (1884) Skul’ptor Samuil Iakovlevich Gal’berg v ego zagranichnykh pis’makh i zapiskakh. 1818–1828 [Sculptor Samuil Yakovlevich Galberg in His Foreign Letters and Notes. 1818–1828]. Saint Petersburg: Tip. M. M. Stasiulevicha Publ. (in Russian)
Fedorov, V. P. (1912) ‘Emperor Alexander I’, Tysiacha vosem’sot dvenadtsatyi god [The Year Eighteen Hundred and Twelve], 6, p. 199. (in Russian)
Grech, A. N. (1994) ‘Wreath for Estates’, Pamiatniki otechestva [Monuments of the Fatherland], 3–4, pp. 12–13. (in Russian)
Istoricheskoe opisanie Moskovskogo Spaso-Andronikova monastyria [Historical Description of the Moscow Spaso-Andronikov Monastery] (1865). Moscow: Katkov i Ko. Publ. (in Russian)
Lazhechnikov, I. I. (2014) Neskol’ko zametok i vospominanii po povodu stat’i “Materialy dlia biografii A. P. Ermolova” [Several Notes and Memoirs on the Article “Materials for the Biography of A. P. Yermolov”]. Moscow: Direkt-Media Publ. (in Russian)
Lukicheva, K. L. (2011) ‘The History of Art after the “New History of Art” ’, Novoe Literaturnoe obozrenie [New Literary Observer], 112, pp. 364–374. (in Russian)
Mario Noferi, Giacomo Savini Loiani G. S. (1768–1842): Pisa e Livorno nel primo Ottocento attraverso gli occhi di un petit maître bolognese (2005). Pisa: Felici Editore. (in Italian)
Martin, G. (1725) Theatrum basilicae Pisanae in quo praecipuae illius partes enarrationibus, iconibusque ostenduntur. Romae: Ex typographia Antonii de Rubeis in Platea Cerensi. (in Latin)
Morozov, A. V. (1913) Katalog moego sobraniia russkikh gravirovannykh i litografirovannykh portretov [Catalog of My Collection of Russian Engraved and Lithographed Portraits]. Vol. 4. Moscow: A. A. Levinson Publ. (in Russian)
Nazarova, O. A. (2019) ‘The Vision of an Age: How Social Art History Changed the Art History of the Italian Renaissance’, Iskusstvoznanie [Art Studies], 1, pp. 10–35. (in Russian)
Piskunova, N. M. (2015) ‘ “Count A. I. Osterman-Tolstoy, Wounded at Kulm.” Model S. I. Galber 1822 (on the History of Admission to the Yaroslavl Art Museum)’, in 19 nauchnye chteniia pamiati Iriny Petrovny Bolottsevoi (1944–1995) [19th Scientific Readings in Memory of Irina Petrovna Bolottseva (1944–1995)]. Iaroslavl’: Yaroslavl Art Museum Publ., pp. 162–166. (in Russian)
Rogov, M. A. (2022) ‘Iconography of the “Speculum humanae salvationis” in German and Netherlandish Art of the 15th Century’, PhD Thesis, Russian Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg. (in Russian)
Rogov, M. A. (2022) ‘Mezzotint with a Posthumous Portrait of Johann Kupetsky’s Son: the Intertextuality of a Bimedial Artwork’, in L’vova, A. et. al. “V otvet na luchshie dary” Venok k 63-mu dnyu rozhdeniia Aleksandra Evgen’evicha Makhova [“In Response to the Best Gifts”: A Wreath for the 63rd birthday of Alexander Evgenievich Makhov]. Tula: Aquarius Publ., pp. 388–394. (in Russian)
Rogov, M. A. (2022) ‘Iconographic Motifs of the “Miracles of Our Lady”, Professional Beggars, “the Court of Miracles” and the Hieronymus Bosch’s Paintings: Visual Intertextuality’, Novoe Iskusstvoznanie [New Art Studies], 3, pp. 6–19. (in Russian)
Rovinskii, D. A. (1888) Podrobnyi slovar’ russkikh gravirovannykh portretov [Detailed Dictionary of Russian Engraved Portraits]. Vol. 3. Saint Petersburg: Tipografiia Imperatorskoi Akademii nauk Publ. (in Russian)
Stepanov, M. P. (1900) Selo Il’inskoe. Istoricheskii ocherk [The Village of Ilyinskoye. Historical Essay]. Moscow: Sinodal’naia tipografiia Publ. (in Russian)
Stevens, M. (1991) ‘The Intertextuality of Late Medieval Art and Drama’, New Literary History, 22(2), pp. 317–337. (in Russian)
Tatsit Kornelii (1993) Sochineniia v dvukh tomakh. T. 1: Annaly. Malye proizvedeniia [Works in Two Volumes. Vol. 1: Annals. Small Works]. Moscow: Ladomir Publ. (in Russian)
Tokarev, A. V. (2007) ‘Return of the General of Infantry Count A. I. Osterman-Tolstoy to Russia’, Voenno-Istoricheskii zhurnal [Military History Journal], 3, pp. 54–57. (in Russian)
Vinogradov, A. E. (2021) ‘Rugi and the Forms of the Ethnonym Rus in Medieval European Sources: Connection or Coincidence?’, Lokus: liudi, obshchestvo, kul’tury, smysly [Locus: people, Society, Cultures, Meanings], 12 (1), pp. 90–103. (in Russian)
Zavalishin, D. I. (1880) ‘Recollection of Count A. I. Osterman-Tolstoy’, Istoricheskii vestnik [Historical Bulletin], 5, pp. 92–99. (in Russian)