«ПОРТРЕТ ДВОРЯНИНА» ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ В СТОКГОЛЬМЕ. ОБ ИНСКРИПЦИИ В МИНИАТЮРЕ

Ключевые слова: портретная миниатюра; Николас Хиллиард; инскрипция; импресса; теория дара; Распятие; драгоценный медальон; Ренессанс.

Аннотация

В статье на примере «Портрета дворянина» из Национального музея Швеции в Стокгольме исследуются прагматические аспекты инскрипции в портретной миниатюре. Малоизученное знатоками английского искусства произведение работы Николаса Хиллиарда до сих пор оставляет большое число вопросов относительно личности модели, значения надписи, помещенной в портрет, а также обстоятельств дополнения портрета несвойственной англичанам рамкой и религиозным изображением. В статье поставлена цель привлечь внимание к физическим свойствам миниатюрного портрета, исследовать эстетическое единство инскрипции и изображения, установить контекстные связи миниатюры с культурными процессами эпохи. Среди таких контекстов оказывается символика дара, особенно значимая для рассматриваемого примера, а также соотношение светского и сакрального образов. Предпринята попытка поиска источников, указывающих на происхождение миниатюры и ее рамки, что приводит к открытию неожиданных параллелей с декоративно-прикладным искусством за пределами Англии. Значение инскрипций рассматривается в статье и с позиций риторики, а также саморепрезентации модели, свойственной концепции позднеренессансного портрета. Эмблематическая роль инскрипций, представленная в исследовании, дает большие возможности для их интерпретации в миниатюрах елизаветинского времени.

Биография автора

Анна Алексеевна Троицкая, Эстонский литературный музей

кандидат искусствоведения, научный сотрудник

Литература

Aston, M. (2020) Broken Idols of the English Reformation. Cambridge: Cambridge University Press.

Berger, H. (1994) ‘Fictions of the Pose: Facing the Gaze of Early Modern Portraiture’, Representations, 46, 87–120.

Bourdieu, P. (2001) Prakticheskii smysl [Practical Sense]. Saint Petersburg: Aleteiia Publ. (in Russian)

Cachaud, C. (2017) Framing Renaissance Portrait Miniatures in Paris and London [Online]. The Frame Blog. Articles, Interviews and Reviews to do with Antique and Modern Picture Frames. Available at: https://theframeblog.com/tag/portrait-miniatures/ (accessed: 10 September 2022).

Camden, W. (1870) Remains Concerning Britain, Their Languages, Names, Surnames, Allusions, Anagramms, Armories... 7th ed. London: John Russell Smith.

Chamina, N. Iu. (2015) ‘Cesare Ripa. Iconology. Insearch of Universal Cross-cultural Language’, in Ivanova, Iu. V., Shumilin, M. V. (eds.) Nauki o iazyke i tekste v Evrope 14–16 vekov [Sciences about Language and Text in Europe in the 14th–16th centuries]. Moscow: Delo Publ., pp. 524–540. (in Russian)

Giovio, P. (1978) Dialogo dell’imprese militari e amorose, a cura di Maria Luisa Doglio. Roma: Bulzoni Editore. (in Italian)

Gurevich, A. (1972) Kategorii srednevekovoi kul’tury [Categories of Medieval Culture]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Koos, M. (2018) ‘Concealing and Revealing Pictures ‘in Small Volumes’: Portrait Miniatures and Their Envelopes,’ Espacio, Tiempo y Forma. Serie VII. Historia del Arte (n. Época), 6, pp. 33–54.

Laven, M. (2017) ‘Devotional Objects’, in Broomhall, S. (ed.) Early Modern Emotions: An Introduction. London: Routledge, pp. 156–161.

Marr, А. (2020) ‘An Early Impresa Miniature: Man in an Armillary Sphere (1569)’, in MacLeod, C. and Marr, A. (eds.) British Art Studies, Issue 17: Elizabethan and Jacobean Miniature Paintings in Context. DOI: https://doi.org/10.17658/issn.2058-5462/issue-17/amarr

Mauss, M. (1996) Obshchestva. Obmen. Lichnost’: Trudy po sotsial’noi antropologii [Societies. Exchange. Personality: Works on Social Anthropology]. Moscow: Vostochnaia literatura Publ. (in Russian)

Naya Franco, C. (2014) ‘El tesoro disperso del Pilar: joyas zaragozanas en el Victoria & Albert Museum’, in La Historia del Arte desde Aragón: jornadas de investigadores predoctorales. Zaragoza: Prensas Universitarias de Zaragoza, pp. 87–95. (in Spanish)

Nevalainen, T. (1994) ‘The Latinization of English Vocabulary in the Sixteenth Century’, in Cultural Exchange between European Nations during the Renaissance. Stockholm: Academiae Upsaliensis, pp. 143–151.

Olausson, M. et al. (2021) Miniature Painting in the Nationalmuseum: A World-Class Collection. Stockholm: Nationalmuseum.

Owens, A. (2019) ‘Patronage and Portable Portraits: Early English Miniatures: 1520–1544’, Master’s thesis, University of Nebraska-Lincoln.

Ranum, O. (1989) ‘The Refuges of Intimacy’, in Chartier, R. (ed.) A History of Private Life. Vol. III: Passions of the Renaissance. London, Cambridge, Mass.: Harvard University Press, pp. 207–264.

Sacré, D. (2014) ‘Inscriptions’, in Ford, Ph. (ed.) Brill’s Encyclopaedia of the Neo-Latin World. Vol. 2. Leiden: Brill, pp. 994–1007.

Saxl, F. (1941) ‘The Classical Inscription in Renaissance Art and Politics. Bartholomaeus Fontius: Liber monumentorum Romanae Urbis et aliorum locorum’, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 4 (1/2), pp. 14–46.

Shapiro, M. (1973) ‘On Some Problems in the Semiotics of Visual Art: Field and Vehicle in Image-Signs’, Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, 6(1), pp. 9–19.

Stepanov, A. V. (2009) Iskusstvo epokhi Vozrozhdeniia: Niderlandy, Germaniia, Frantsiia, Ispaniia, Angliia [The Art of Renaissance. Netherlands, Germany, France, Spain, and England]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (in Russian)

Strong, R. (1983) The English Renaissance Miniature. London: Thames and Hudson.

Tallian, T. (2007) ‘Reconstruction of Nicholas Hilliard’s Materials and Techniques’, Master of Philosophy Thesis, The Royal College of Art, Victoria and Albert Museum, London.

Troitskaya, A. A. (2016) ‘16th-Century English Portrait Miniature According to Hilliard’s Treatise: Technique and Stylistic Issues’, in Problemy razvitiia zarubezhnogo iskusstva. Velikobritaniia. Niderlandy [Problems of The Development of Foreign Art. Great Britain. Netherlands]. Part 1. Saint Petersburg: The Publishing house of St. Petersburg Academy of Arts Publ., pp. 154–169. (in Russian)

Troitskaya, A. A. (2017) ‘The Role of the Reformation in the Development of the Portrait Miniature’, Res Humanitariae, 22, pp. 252–267. DOI: 10.15181/rh.v22i0.1632 (in Russian)

Troitskaya, A. A. (2021) ‘Visual Rhetoric in the English Renaissance Portrait. Contexts and Interpretations’, Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 11, pp. 635–646. DOI: 10.18688/aa2111-06-51. (in Russian)

Williamson, G. C. (1910) Portrait Miniatures. London: The studio.

Young, A. R. (1988) The English Tournament Imprese. New York: AMS Press.

Young, A. R. (1990) ‘The Place of Imprese in an Index of Emblem Art’, in Daly, P. (ed.) The Index of an Emblem Art Symposium. New York: AMS Press, pp. 21–35.

Опубликован
2023-04-05
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ