К ИСТОРИИ РАННЕГО НЕМЕЦКОГО ПЕЙЗАЖА: МЯГКИЙ СТИЛЬ

  • Александр Николаевич Донин Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Ключевые слова: XV век; Германия; религиозное искусство; живопись; графика; пейзаж; мягкий стиль; новое благочестие; ренессансный гуманизм.

Аннотация

В статье рассматривается ранний этап развития пейзажа в немецком искусстве (первая треть XV в.) — в основном произведения религиозного жанра, выполненные в мягком стиле, который сложился и получил распространение в странах Центральной Европы: в Германии, Австрии, Чехии. Наиболее характерными признаками этого стиля являются мягкая трактовка предметов и фигур, плавность контуров, текучесть форм, нежные сочетания красок, господствующая в произведениях мистическая атмосфера. Это были картины, как правило, небольшого формата, предназначенные не для литургического, а для личного, индивидуального использования. Вместе с тем художники мягкого стиля стремились к тому, чтобы приблизить вид изображенных предметов к их реальному облику. Значительными произведениями немецкой религиозной живописи, где ярко проявились присущие этому стилю новации, стали такие картины, как «Райский садик» Мастера Райского садика, Вильдунгенский алтарь Конрада фон Зёста, Алтарь святой Варвары и Алтарь паломников (Алтарь Фомы Беккета) Мастера Франке. Также привлечены к рассмотрению некоторые произведения немецкой ксилографии того периода: уникумы «Святая Доротея», «Святой Христофор». Описаны новации, примененные художниками в этих работах: использование натурных наблюдений, повышенная звучность колорита, стремление передать пространственную глубину, особая, присущая мягкому стилю композиционная гармония, эмоциональная насыщенность образов также в ключе мягкого (прекрасного) стиля. Указана близость к миру идей и образов позднесредневековых мистиков, а также авторов круга Devotio moderna и гуманистов.

Биография автора

Александр Николаевич Донин, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки

доктор искусствоведения, научный сотрудник, профессор

Литература

Behling, L. (1957) Die Pflanze in der Mittelalterlichen Tafelmalerei. Weimar: Böhlaus. (in German)

Benois, A. (1912) Istoriia zhivopisi [History of Painting]. Vol. 1. Saint Petersburg: Shipovnik Publ. (in Russian)

Danilova, I. (1975) Ot Srednikh vekov k Vozrozhdeniiu [From the Middle Ages to the Renaissance]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Eiken, G. (1907) Istoriia i sistema srednevekovogo mirosozertsaniia [History and System of Medieval World Outlook]. Saint Petersburg: Tipografiia Akinfieva Publ. (in Russian)

Eschenburg, B. (1987) Landschaft in der deutschen Malerei: Vom späten Mittelalter bis heute. München: Beck. (in German)

Geisberg, M. (1934) Meister Konrad von Soest. Dortmund: Ruhfus. (in German)

Gorfunkel’, A. Kh. (1980) Filosofiia epokhi Vozrozhdeniia [Philosophy of the Renaissance]. Moscow: Vysshaia shkola Publ. (in Russian)

Gurevich, A. Ia. (1984) Kategorii srednevekovoi kul’tury [Categories of Medieval Culture]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Hartlaub, G. (1940) Das Paradiesgärtlein von einem oberrheinischen Meister um 1410. Berlin: Mann. (in German)

Huizinga, J. (1988) Osen’ Srednevekov’ia [The Autumn of the Middle Ages]. Moscow: Nauka Publ. (in Russian)

Jahn, J. (1954) Die Frühzeit des Holzschnitts. Dresden: VEB Verlag der Kunst. (in German)

Kotel’nikova, T. M. (1992) ‘The Image of Space in German Engraving’, in Priroda v kul’ture Vozrozhdeniia [Nature in Renaissance Culture]. Moscow: Nauka Publ., pp. 175–187. (in Russian)

Landolt, H. (1968) Die deutsche Malerei. Das Spätmittelalter (1350–1500). Genf: Skira Publ. (in German)

Leppien, H. R. (1993) Der Thomas-Altar von Meister Francke. Hamburg. (in German)

Liebenwein-Kraemer, R. (1978) Oberrheinischer Meister, um 1410. Paradiesgärtlein. Frankfurt a. Main: Städelsches Kunstinst. (in German)

Musper, H. T. (1961) Gotische Malerei nördlich der Alpen. Wien: Buchgemeinschaft Donauland. (in German)

Nemilov, A. N. (1979) Nemetskie gumanisty 15 veka [German Humanists of the 15th Century]. Leningrad: LGU Publ. (in Russian)

Sokolov, V. V. (1979) Srednevekovaia filosofiia [Medieval Philosophy]. Moscow: Vysshaia shkola Publ. (in Russian)

Stange, A. (1967) Conrad von Soest. Königstein i.T. (in German)

Thomas of Kempis (1799) Tvoreniia Fomy Kempiiskogo, soderzhashchie v sebe traktaty: 1. O Edinobesedovanii dushi s Bogom; 2. Lug lilii; 3. O tekh skiniiakh ili o trekh dobrodeteliakh, kak — to: o nishchete, smirenii i terpenii. S prisovokupleniem nekotorykh nebol’shikh sochinenii sego znamenitogo avtora [Creations of Thomas of Kempis, Containing Treatises: 1. About Conversation of the Soul with God; 2. Meadow of Lilies; 3. About Those Tabernacles or about Three Virtues, such as: Poverty, Humility, and Patience. By the Addition of Some Small Works of This Famous Author]. Moscow: Universitetskaia tipografiia Publ. (in Russian)

Thomas of Kempis (1880) Tvoreniia Fomy Kempiiskogo. O podrazhanii Khristu. Chetyre knigi [Creations by Thomas of Kempis. On the Imitation of Christ. Four books]. Saint Petersburg: Sinodal’naia tipografiia Publ. (in Russian)

Ullmann, E. (1981) Geschichte der deutschen Kunst. 1350–1470. Leipzig: Seemann. (in German)

Wölfflin, G. (1934) Iskusstvo Italii i Germanii epokhi Renessansa [Art of Italy and Germany in the Renaissance]. Leningrad: Izogiz Publ. (in Russian)

Опубликован
2023-04-05
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ