ГИПЕРСКУЛЬПТУРА И ЭСТЕТИКА ЧРЕЗМЕРНОСТИ В XX–XXI ВЕКАХ

  • Владимир Владимирович Фролов Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина
Ключевые слова: архитектура; эстетика; гиперскульптура; супермодернизм; сверхэклектика.

Аннотация

Статья фиксирует взрывной рост применения префиксов «гипер-» и «сверх-» (и подобных) в архитектурной критике, философии и культурологии XX–XXI вв. Импульсом для изучения вопроса стало активное использование искусствоведом Александром Викторовичем Степановым термина «гиперскульптура» для характеристики некоторых зданий и сооружений модернистского и постмодернистского периодов. Другой исходный пункт — осознание особенной роли эстетики чрезмерности в современном художественном мире. Несмотря на то, что ряд ученых и критиков отмечали важность данного аспекта в культуре в целом, архитектуроведческих статей на эту тему, по крайней мере на русском языке, не много. В статье осуществлена попытка хотя бы частично восполнить указанный пробел. В результате исследования выявлен круг аспектов, характеризующих эстетику чрезмерности, определены ее истоки, а также содержатся выводы относительно текущего «сверхэклектического» состояния архитектуры, как кризисного явления, порожденного состоянием гипермодерна.

Биография автора

Владимир Владимирович Фролов, Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина

аспирант, преподаватель, директор Издательского дома "Балтикум"

Литература

Aronov, V. (1970) ‘Aesthetic Views of Gottfried Semper’, in Zemper, G. Prakticheskaia estetika [Practical Aesthetics]. Мoscow: Iskusstvo Publ., pp. 10–45. (in Russian)

Augé, М. (2017) Ne-mesta. Vvedenie v antropologiiu gipermoderna [Non-places. Introduction to an Anthropology of Supermodernity]. Мoscow: NLO Publ. (in Russian)

Avanessian, A. (2019) Metafizika segodnia [Metaphysics Today]. Мoscow: V-A-C Press Publ. (in Russian)

Avanessian, A. Xenoarchitecture (draft). Available at: www.academia.edu/34512471/avanessian_miessen_-_xenoarchitecture.pdf (accessed: 17 October 2022).

Bostrom, N. (2004) ‘How Long before Superintelligence?’, in Informatsionnoe obshhestvo [Information Society]. Мoscow: AST Publ., pp. 313–340. (in Russian)

Carstens, D., Land, N. (2019) ‘Introduction to Hyperstition’, Logos, 29(5), pp. 255–264. (in Russian)

Degot’, E. (2000) Russkoe iskusstvo 20 veka [Russian Art in the 20th Century]. Мoscow: Trilistnik Publ. (in Russian)

Eco, U. (2018) Superman dlia mass [The Myth of Superman]. Мoscow: Slovo Publ. (in Russian)

Eisenmann, P., Koolhaas, R. (2017) Superkritika [Supercritical]. Мoscow: Strelka press Publ. (in Russian)

Fedorov, N. F. (2014) Filosofiia obshhego dela: stat’i, mysli i pis’ma Nikolaia Fedorovicha Fedorova [Philosophy of the Common Cause: Articles, Thoughts and Letters of Nikolai Fedorovich Fedorov]. Vol. 1. Moscow: Kniga po trebovaniiu Publ. (in Russian)

Fioletovoe, S. (2020) Within Horror, Joy Can be Found [Online]. Nozh [Knife]. Available at: https://knife.media/timothy-morton/ (accessed: 17 October 2022). (in Russian)

Foster, H. (2003) Design and Crime (and Other Diatribes). London; New York: Verso.

Frolov, V. (2019) ‘The Limits of Supereclecticism’, Project Baltia, 34, pp. 40–45.

Fukasawa, N., Morrison, J. (2007) Super Normal: Sensations of the Ordinary. Zurich: Lars Muller Publ.

Giedion, Z. (1984) Prostranstvo, vremia, arhitektura [Space, Time, and Architecture]. Мoscow: Stroiizdat Publ. (in Russian)

Heidegger, M. (2010) ‘Build-dwell-think’, Project International, 20, pp. 176–189. (in Russian)

Houellebecq, M. (2003) Mir kak supermarket [The World as a Supermarket]. Moscow: Ad Marginem Publ. (in Russian)

Ibelings, H. (1998) Supermodernism. Architecture in the Age of Globalization. Rotterdam: NAi Publ.

Khan-Magomedov, S. O. (1996) Arhitektura sovetskogo avangarda. Problemy formoobrazovaniia. Mastera i techeniia. Kn. 1 [The Architecture of the Soviet Avant-Garde. Problems of Shaping. Masters and Currents. Book 1]. Moscow: Stroiizdat Publ. (in Russian)

Koolhaas, R. (2015) Gigantizm ili problema bol’shogo. Gorod-generik. Musornoe prostranstvo [Gigantism or the Problem of the Big. Generic City]. Moscow: Strelka-press Publ. (in Russian)

Kosenkova, K. G. (2006) ‘Architectural Utopias of German Expressionism’, in Azizian, I. (ed.) Voprosy teorii arhitektury. Arhitekturno-teoreticheskaia mysl’ Novogo i Noveishego vremeni [Issues of the Theory of Architecture. Architectural and Theoretical Thought of New and Modern Times]. Moscow: Dom-kniga Publ., pp. 148–188. (in Russian)

Lampugnani, V. M. (2021) A Radical Normal. Proposition for the Architecture of the City. Berlin: Dom.

Latour, B. (2018) Politiki prirody. Kak privit’ naukam demokratiiu [Politics of Nature: How to Bring the Sciences into Democracy]. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (in Russian)

Lootsma, B. (2000) Super Dutch. New Architecture of the Netherlands. New York: Princeton Architectural press.

Lovelock, J. (2022) Novatsen: griadushhaia epokha sverhrazuma [Novacene: The Coming Age of Hyperintelligence]. Saint Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge Publ. (in Russian)

Malevich, K. (2003) Chernyi kvadrat [Black Square]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika Publ. (in Russian)

Meillassoux, Q. (2015) Posle konechnosti. Esse o neobhodimosti kontingentnosti [After Finitude: An Essay on the Necessity of Contingency]. Ekaterinburg; Moscow: Kabinetnyi uchenyi Publ. (in Russian)

Morton, T. (2019) Giperob’’ekty. Filosofija i ekologiia posle kontsa mira [Hyperobjects: Philosophy and Ecology after the End of the World]. Мoscow: Hyle Press Publ. (in Russian)

Nietzsche, F. (2019) Tak govoril Zaratustra [Thus Spoke Zarathustra]. Saint Petersburg: Azbuka, Azbuka-attikus Publ. (In Russian)

Nietzsche, F. (2021) Rozhdenie tragedii iz duha muzyki [The Birth of Tragedy out of the Spirit of Music]. Saint Petersburg: Azbuka, Azbuka-Attikus. Publ. (In Russian)

Ratnikov, D. (2013) In Place of Glassism, a New “Style” Came to St. Petersburg – Chaos [Online]. Kanoner. Available at: http://kanoner.com/2013/08/16/129756/ (accessed: 17 October 2022). (in Russian)

Reich, R. B. (2008) Supercapitalism. New York: Vintage books.

Semper, G. (1970) Prakticheskaia estetika [Practical Aesthetics]. Moscow: Iskusstvo Publ. (in Russian)

Sineokaia, Iu. V. (2019) ‘Project of the New Man in Russian Nietzscheism’ in Nitsshe segodnia [Nietzsche Today]. Moscow: Iask Publ., pp. 261–302. (in Russian)

Smith, R. C. (1977) Supermannerism. New Attitudes in Post-Modern Architecture. New York: E. P. Dutton.

Stepanov, A. (2021) Ocherki poetiki i ritoriki arhitektury [Essays on the Poetics and Rhetoric of Architecture]. Moscow: NLO Publ. (in Russian)

Stratis, S. (2020) ‘Powers of Entanglement’, Project Baltia, 35, pp. 162–163.

Опубликован
2023-04-05
Раздел
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА