ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ГРАВИРОВАЛЬНОГО ИСКУССТВА XVI — НАЧАЛА XVII ВЕКА НА РУССКУЮ ГРАВЮРУ XVII СТОЛЕТИЯ

  • Елена Александровна Мишина Государственный Русский музей
Ключевые слова: графическое искусство; гравюра; русская гравюра; европейская гравюра; гравюра на дереве; гравюра на металле; Библия; Апокалипсис.

Аннотация

Гравирование как графическое искусство появилось на Руси в XVII в. Большой интерес представляет вопрос о взаимодействии русской гравюры с более ранней западноевропейской. Русские мастера чаще всего использовали в своей работе европейские гравюры второй половины XVI — начала XVII в. В некоторых случаях они заимствовали композиции целиком, иногда включали в свои произведения отдельные группы или фигуры. Одними из самых ранних европейских гравированных серий, попавших в русское изобразительное искусство, стали гравюры Апокалипсиса. В конце XVII в. московский ксилограф Василий Корень, создавая свою серию иллюстраций к нему, использовал именно западноевропейские оригиналы. Гравюра на металле более тесно связана с европейской гравюрой, чем гравюра на дереве. Одна из самых ранних известных нам русских гравюр на металле «Семь смертных грехов» была исполнена Симоном Ушаковым в 1665 г. По содержанию это произведение полностью ложится в русло представлений древнерусского человека о грешности земной жизни и о том, куда ведут человека его пагубные пристрастия. В XVII в. особенно популярны были у русских потребителей голландские лицевые Библии. С ними связана совместная работа над иллюстрациями к изданиям Верхней типографии Симона Ушакова — рисовальщика, и Афанасия Трухменского — гравёра. Примером связи русских мастеров с Италией служит гравюра Василия Андреева «Распятие с чудесами» (второе название — «Плоды Cтрастей Христовых»).

Биография автора

Елена Александровна Мишина, Государственный Русский музей

доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник

Литература

Burenkova, E. V., Sidorenko, G. V. (2019) Bibliia Pisсatora: nastolnaia kniga russkikh ikonopistsev. Katalog vystavki [The Bible of the Piscator: A Handbook of Russian Icon Painters. Exhibition catalogue]. Moscow: The State Tretyakov Gallery Publ. (in Russian)

Karpova, T. L. (ed.) (2020) Teatrum biblicum. Biblia Piscatora 1643 goda iz sobrania Gosudarstvennoi Tret’iakovskoi galerei [Teatrum Biblicum. Piscator’s Bible, edited in 1643. From The State Tretyakov Gallery]. Мoscow: The State Tretyakov Gallery Publ. (in Russian)

Kilburger, I.-F. (1820) Kratkoe izvestie o russkoi torgovle, kakim obrazom onaia proizvodilas’ v cherez vsiu Russiiu v 1674 godu [Concise Report on Russian Trade and the Way it was Carried on All over Russia in the Year 1674]. Saint Petersburg: Tipografiia Departamenta Narodnogo Prosveshcheniia Publ.(in Russian)

Kuznetsova, O. B. (1998) ‘Vassily Andreev’s Engraving “The Crucifix and Miracles”: the Source of the Image’, in Nauchnie chteniia pamiati Irini Petrovny Bolottsevoi. Sbornik statei [Publication in Memory of Irina Petrovna Bolotzeva. Collection of articles].Iaroslavl, pp. 30–44. (in Russian)

Kuznetsova, O. B. (2008) Protsvetshii krest. Ikonografiia “Plody stradanii Khristovykh” iz tserkvei, muzeev i chastnykh sobranii Rossii, Germanii, Italii, Finlyandii, Sveitsarii [The Blooming Crucifix. The Iconography of “The Fruits of the Passion of Our Lord” from Churches, Museums, and Private Collections in Russia, Germany, Italy, Finland, Switzerland]. Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Lavrov, A. S. (1997) ‘Engraved Sheet with Verses by Silvester Medvedev’, Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of Old Russian Literature], 50. Saint Petersburg: Nauka Publ., pp. 519–525. (in Russian)

Leesberg, M., Balis, A. (eds.) (2005) The New Holstein Dutch and Flemish Etchings, Engravings, and Woodcuts 1450–1700. The Collaert Dynasty. Part V. Amsterdam: Sound and Vision Publishers.

Likhachev, D. S.(1973) Razvitie russkoi literatury 10 –17 vekov [The Development of Russian Literature of the 10th – 17th Centuries]. Leningrad: Nauka Publ. (in Russian)

Loyola, I. (1663) Exercitia Spiritualia. Roma. (in Latin)

Mishina, E. A. (2020) Russkaia graviura 17 – nachala 18 veka [Russian Engraving of the 17th – the Early 18th Century]. Saint Petersburg: Ars Publ. 2020. (in Russian)

Nevolin, Iu. A. (1982) ‘New Information about the 16th-Century Kremlin Miniature-Painters and the Contents of the Library of Ivan the Terrible’, Sovetskie arhivy [Soviet Archives], 1, pp.68–70. (in Russian)

Polotskii, S. (1680) Pritcha oVarlaame i Ioasafe [A Parable about Varlaam and Iosaf]. Moscow: Verkhniaia Tipografiia v Kremle. (in Russian)

Polotskii, S. (1680) Psaltyr’ rifmotvornaia [Psalm-book in Rhyme]. Moscow: Verkhniaia Tipografiia v Kremle Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ