«ОБРЕЗАНИЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ» В МИНИАТЮРАХ «СЛОВА НА ЗАЧАТИЕ» ЛИЦЕВОГО СБОРНИКА ЧУДОВА МОНАСТЫРЯ 1560-Х ГОДОВ: К ПРОБЛЕМЕ МИГРАЦИИ ОБРАЗОВ

  • Юлия Владимировна Устинова Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0002-0902-1110
Ключевые слова: Обрезание Иоанна Предтечи; Обрезание Господне; царь Иван Грозный; древнерусская книжная миниатюра; изобразительное искусство XVI в.; иконография; лицевой сборник Чудова монастыря; миграция образов.

Аннотация

Статья посвящена проблеме миграции образов из Западной Европы в изобразительное искусство позднесредневековой Руси на примере миниатюры «Слова на Зачатие Иоанна Предтечи» сборника Чудова монастыря 1560-х гг. (ОР РГБ ф. 98, №1844. Л. 155 об.–156). Речь идет об изображении «Обрезания Иоанна Предтечи» в составе развитой композиции «Рождество и Наречение имени Предтечи». Этот уникальный для древнерусской и византийской иконографии сюжет был достаточно широко представлен в европейском искусстве, будучи, в свою очередь, композиционно зависимым от иконографии праздника «Обрезания Господня». Изображение последнего в Западной Европе было очень распространено, в связи с насыщенной богословской нагрузкой данного события, а также с активным почитанием в качестве реликвии Carne Vera Sancta (Священной крайней плоти) Христа. Ввиду отсутствия православного образца кремлевские миниатюристы XVI в., вероятнее всего, воспользовались европейской иконографией этого праздника. На присутствие в Москве образца данного сюжета косвенно указывает стартовавшее на рубеже XVI–XVII вв. развитие иконографии «Обрезания Господня» в русском церковном искусстве. Ранние примеры его изображения обнаруживают близкое сходство с изучаемой миниатюрой. В то же время сюжет «Обрезания Иоанна Предтечи» не вошел в последующий состав житийного цикла святого, и миниатюра «Слова на Зачатие» осталась уникальным примером трансляции западноевропейского мотива в древнерусское искусство грозненской эпохи.

Биография автора

Юлия Владимировна Устинова, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

заведующая сектором станковой и монументальной живописи отдела хранения (научно-фондового); cтарший преподаватель

Литература

Cabrol, F. ‘Circoncision (Fete de la)’, DACL, 3(2), col. 1717–1728. (in French)

Cordez, P. (2016). Trésor, mémoire, merveilles: les objets des églises au Moyen Age. París: EHESS Publ. (in French)

Ettlinger, L. D. (1978) Antonio and Piero Pollaiuolo. Oxford: Phaidon Press Publ.

Gadomski, J. (1975). ‘Introduction to the Study of Małopolska Tabletop Painting of the 15th Century (1420–1470)’, Folia Historiae Artium, 11, pp. 37–81. (in Polish)

Galashevich, A. A., Maksimova, G. A., Polunina, K. S. (2011) Khram sviatogo muchenika Ioanna Voina, chto na Iakimanke v Moskve [The Church of the Holy Martyr John the Warrior, in Yakimanka in Moscow]. Moscow: Severnyi palomnik Publ. (in Russian)

Georgievskii, G. P. (1933) ‘Russian Miniature in the 16th Century’, in Drevnerusskaia miniatiura. Sto listov miniatiur s opisaniiami i stat’iami M. Vladimirova i G. P. Georgievskogo [Old Russian Miniature. One Hundred Sheets of Miniatures with Descriptions and Articles by M. Vladimirov and G. P. Georgievsky]. Moscow: Academia Publ. (in Russian)

Glick, L. B. (2005). Marked in Your Flesh: Circumcision from Ancient Judea to Modern America. Oxford: Oxford University Press Publ.

Guseva, E. K. et al. (1995) Bogomater’ Vladimirskaia. K 600-letiiu Sreteniia ikony Bogomateri Vladimirskoi v Moskve 26 avgusta (8 sentiabria) 1395 goda: Sbornik materialov: Katalog vystavki [Our Lady of Vladimir. To the 600th Anniversary of the Presentation of the Icon of Our Lady of Vladimir in Moscow on August 26 (September 8), 1395: Collection of materials: Exhibition catalog]. Moscow: Avangard Publ. (in Russian)

Hatzidaki, N. (1983). ‘Nativity of the Virgin Mary – Nativity of the Baptist, Variations and Crystallization of a Theme in Cretan Iconography in the 15th – 16th Century’, in Deltion XAE 11 (1982–1983), period IV. In memory of Anastasios K. Orlandos (1887–1979). Athens, pp. 127–180 (in Greek)

Hellemans, B. (2010). La Bible moralisée: une œuvre à part entière: création, sémiotique et temporalité au XIIIe siècle. Turnhout: Brepols Publ. (in French)

Ivanova, Iu. V. (2010) ‘John the Baptist (Iconography in Western European Art)’ in Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 24. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr Pravoslavnaia entsiklopediia Publ., p. 577. (in Russian)

Kaper, A. (2016) The Iconography of St John the Baptist in Medieval England, c. 1300 – 1550. MPhil thesis. St Andrews: University of St Andrews.

Katsiwth, A. (1998). Oi Skhnes ths Zwhs kai o eikonografikos kyklos toy Agioy Iwannh Prodromoy sth Byzantinh Technh [The Scenes of Life and the Iconographic Cycle of Saint John the Baptist in Byzantine Art]. Athens: Typicon Publ. (in Greek)

Kaulibus de, I. (Psevdo-Bonaventura) (2011). Razmyshleniia o zhizni Khrista [Reflections on the Life of Christ]. Moscow: St. Thomas Institute Publ. (in Russian)

Komashko, N. I. (2006). Russkaia ikona 18 veka [18th-Century Russian Icon]. Moscow: Agey Tomesh Publ. (in Russian)

Korneeva, N. I., Nechaeva, T. N. (eds.) (1995). Liki russkoi ikony: Drevnerusskaia zhivopis’ 16–18 vekov iz sobraniia Tsentral’nogo muzeia drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva: Katalog vystavki [Images of the Russian Icon: Old Russian Paintings in the 16th – 18th Centuries from the Collection of the Andrei Rublev Museum of Russian Medieval Art: Exhibition catalogue]. Moscow: Avangard Publ. (in Russian)

Lavička, R. (2018). ‘The So-called Netolic Ark’, AD UNICUM, 1/2, pp. 63–65. (in Czech)

Levochkin, I. V., Krutova, M. S., Ivanov, M. L. (eds.) (2015). Litsevoi sbornik Chudova monastyria iz sobraniia rukopisnykh knig E. E. Egorova. Nauchnyi apparat [Illustrated Book of the Chudov Monastery from E. E. Egorov’s Collection of Manuscript Book. Scientific Apparatus]. 3rd ed. Moscow: Akteon Publ. (in Russian)

Likhachev, N. P. (1906) Materialy dlia istorii russkago ikonopisaniia. Atlas snimkov. T. II (Tablitsy CCXI-CCCCXIX). [Materials for the History of Russian Icon Painting. Atlas of Images. Vol. II. Tables CCXI-CCCCXIX]. Saint Petersburg: Ekspeditsiia zagotovleniia gosudarstvennykh bumag Publ. (in Russian)

Makarii (Veretennikov), arkhim. (1984) ‘All-Russian Metropolitan Athanasius’, Bogoslovskie Trudy [Theological Works], 25. Moscow: Moscow Patriarchate Publ., pp. 247–257.

Makarov, E. E., E. V. Sh. (2018) ‘Circumcision of the Lord’, Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 52. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr Pravoslavnaia entsiklopediia Publ, pp. 298–301 (in Russian).

Melnikova, V., Sharina, V. (comp.) (2021) Zakat dinastii. Poslednie Riurikovichi. Lzhedmitrii (Katalog vystavki) [The Decline of the Dynasty. The Last Rurikovichs. False Dmitry (Exhibition catalog)]. Moscow: Moscow Kremlin Museums. (in Russian)

Minott, Ch. I. (1961) ‘A Group of Stained-Glass Roundels at the Cloisters’, The Art Bulletin, 43(3), pp. 237–239.

Nevolin, Iu. A (1982). ‘A New about the 16th-century Kremlin Miniaturists and the Composition of the Ivan the Terrible Library’, Sovetskie arkhivy [Soviet Archives], 1, pp. 68–70. (in Russian)

Nevolin, Iu. A. (1977) ‘Three 16th-Century Facial Manuscripts, Designed by the Kremlin Master – Expert and Interpreter of Western European Engraving’, in Konferentsiia po istorii srednevekovoi pis’mennosti i knigi. Tezisy dokladov [Conference on the History of Medieval Writing and Books. Abstracts of Reports]. Yerevan, pp. 67–68. (in Russian)

Nevolin, Iu. A. (1996) ‘Influence of the Idea “Moscow – the Third Rome” on the Traditions of Old Russian Fine Art’, Iskusstvo khristianskogo mira [Art of the Christian World], 1, pp. 71–84. (in Russian)

Nikitina, T. L. (2015) Russkie tserkovnye stennye rospisi 1670–1680-kh godov [Russian Church Murals in the 1670s–1680s]. Moscow: Indrik Publ. (in Russian)

Pérez Sánchez, A. E. (1985) Museo Nacional del Prado, Catálogo de las pinturas. Madrid: Museo del Prado.(in Spanish)

Pokrovskii, N. V. (2001) Evangelie v pamiatnikakh ikonografii [The Gospel in the Monuments of Iconography]. Moscow: Progress-Tradition Publ. (in Russian)

Teatrum biblicum. Bibliia Piskatora 1643 goda iz sobraniia Gosudarstvennoi Tret’iakovskoi galerei [The 1643 Piscator Bible from the Collection of the State Tretyakov Gallery] (2020). Мoscow: The State Tretyakov Gallary Publ.

Uspenskii, A. I. (ed.) (1998) Podlinnik ikonopisnyi. Izdanie S. T. Bol’shakova, pod red. A. I. Uspenskogo [The Original Icon Painting. Edition by S. T. Bolshakov, edited by A. I. Uspensky]. Moscow: Pilgrim Publ. (in Russian)

Ustinova, Ju. V. (2020) ‘ “Here is the Lamb of God, Take away the Sins of the World”: On the Question of the Genesis of an Iconographic Excerpt of Saint John the Baptist in Ancient Russian Art’, Trudy Tsentral’nogo muzeia drevnerusskoi kul’tury i iskusstva imeni Andreia Rubleva. Sbornik nauchnykh statei [Proceedings of the Central Andrey Rublev Museum of Ancient Russian Culture and Art. Collection of scientific articles], 17, pp. 26–40. (in Russian)

Ustinova, Ju. V. (2020) ‘The Nativity of John the Baptist [Iconography]’ in Pravoslavnaia Entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 60. Moscow: Tserkovno-nauchnyi tsentr Pravoslavnaia entsiklopediia Publ, pp. 71–75. (in Russian)

Ustinova, Ju. V. (2022) ‘ “The Visitation of Blessed Virgin Mary” in the Illuminated Manuscript From Сhudov Мonastery of the 1560s: To the Problem of Interpreting the Author's Concept of “Word on the Conception of St. John the Baptist” ’, Vestnik drevnerusskogo sektora GII [Bulletin of the Russian Medieval Art Department of SIAS], 1, pp. 104–121. (in Russian).

Ustinova, Ju. V. (2022) ‘The Royal Angel. New Issues in the Iconography of St. John the Baptist in the Age of Ivan the Terrible’, Iskusstvoznanie [Art Studies], 2, pp. 150–185. (in Russian)

Ustinova, Ju. V. (2022) ‘The Tsar and the “Angel of the Tzar”: the Problem of Image-related Interpretation of Historiosophical Conceptions of the 16th-Century in the Miniatures of the Convolute from Chudov Monastery of the 1560s, Vestnik PSTGU. Seriia V. Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva [St. Tikhon’s University Review. Series V. Problems of History and Theory of Christian Art], 46, pp. 9–33. (in Russian)

Veshniakova, O. N., Smirnova, E. S. (2007) Ikony Russkogo Severa: Shedevry drevnerusskoi zhivopisi Arkhangel’skogo muzeia izobrazitel’nykh iskusstv [Icons of the Russian North: Masterpieces of Old Russian Painting of the Arkhangelsk Museum of Fine Arts]. Vol. 1. Moscow: Severnyi Palomnik Publ. (in Russian)

Wiethaus, U. (2002). Agnes Blannbekin, Viennese Beguine: Life and Revelations. Cambridge: Boydell & Brewer Publ.

Zotov, S., Maizul’s, M., Kharman, D. (2018) Stradaiushchee srednevekov'e [The Suffering Middle Ages]. Moscow: AST Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ