«МОЛИТВЕННИК ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА I» В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ НЕМЕЦКОГО РОМАНТИЗМА: ИСТОРИОГРАФИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, РЕЦЕПЦИЯ

Ключевые слова: «Молитвенник императора Максимилиана I»; И. В. Гёте; П. Корнелиус; романтизм; назарейцы; А. Дюрер.

Аннотация

Важный этап в сложении наших сегодняшних представлений о немецком искусстве эпохи Дюрера — их рецепция в эпоху романтизма. Некоторые оценки и толкования, предложенные романтиками, актуальны и сегодня, поэтому важным направлением в исследовании памятников немецкого Ренессанса становится изучение их бытования в романтической культуре. Именно в это время внимание широкой общественности привлекли к себе иллюстрации А. Дюрера к «Молитвеннику императора Максимилиана I» (1515, Мюнхен, Национальная библиотека Баварии). Они были опубликованы в 1808 г. мюнхенским гравером и рисовальщиком И. Н. Штрикснером и издателем А. Зенефельдером. Это и последующие издания точно воспроизводили рисунки А. Дюрера, но не учитывали общую композицию оригинала. Об этих иллюстрациях писали И. В. Гёте и К. Брентано. Все это подготовило почву для первых научных исследований «Молитвенника» — работ К. Гилова рубежа XIX–XX вв. Высказанные им предположения о создании рисунков в качестве эскизов для печатных иллюстраций и об их толковании на основе «Иероглифики» Гораполлона находят ряд параллелей в романтической традиции. Опубликованные А. Зенефельдером изображения стали источником вдохновения для художников-романтиков (в первую очередь — мастеров круга назарейцев) — П. Корнелиуса, Л. Гримма, Э. Н. Нойройтера. Рисунки А. Дюрера использовались ими как образцы для книжных иллюстраций, романтики изучали их с точки зрения построения орнамента и взаимоотношения изображения и текста. При этом эстетика книжной иллюстрации А. Дюрера осмыслялась с одной стороны как национальная и народная, с другой — как рыцарская и средневековая.

Биография автора

Людмила Валерьевна Фролова, Государственный Эрмитаж

кандидат искусствоведения, методист

Литература

Assel, J., Jäger, G. (2018) Peter Cornelius: Illustrationen zu Goethes Faust [Online] Goethezeitportal.de. Available at: http://www.goethezeitportal.de/wissen/illustrationen/johann-wolfgang-von-goethe/faust-und-gretchen-illustrationen/peter-cornelius-illustrationen-zu-goethes-faust.html (accessed: 28 May 2022). (in German)

Brown, H. (2008) ‘Hieroglyph, Arabesque and the Problems of Collaboration in Romantic “Buchkunst”’, Oxford German Studies, 37(2), pp. 203–222.

Dieckmann, L. (1955) ‘The Metaphor of Hieroglyphics in German Romanticism’, Comparative Literature, 7(4), pp. 306–312.

Eckermann, J. P. (1876) Gespräche mit Goethe in den letzten Jahren seines Lebens. Bd. 2. Leipzig: F. A. Brockhaus. (in German)

Frolova, L. V. (2021) ‘Emperor Maximilian I, “Hieroglyphica” of Horapollo and the Artists of the German Renaissance’, in Simvoly i allegorii v izobrazitelnom iskusstve [Symbols and Allegories in the Visual Art]. Saint Petersburg: Research Museum at the Russian Academy of Arts Publ., pp. 165–172. (in Russian)

Giehlow, K. (1898) ‘Kritische Darstellung der Forschungen über die Entstehungsgeschichte des Gebetbuchs Kaisers Maximilian I’, PhD Thesis, Friedrich-Wilhelms-Universität zu Berlin, Berlin. (in German)

Giehlow, K. (1907) Kaiser Maximilians I. Gebetbuch mit Zeichnungen von Albrecht Dürer und anderen Künstlern. Wien: Selbstverlag des Herausgebers im Buchhandel zu Beziehen durch die Verlagsannstalt F. Bruckman A.-G. In München. (in German)

Giehlow, K. (1915) ‘Die Hieroglyphenkunde des Humanismus in der Allegorie der Renaissance: Besonders der Ehrenpforte Kaisers Maximilian I’, Jahrbuch der Kunsthistorischen Sammlungen in Wien, 32, pp. 1–232. (in German)

González de Zárate, J. M. (2006) ‘Durero y los hieroglyphica. Tres estampas y una pintura. Némesis (La Gran Fortuna). La justicia. Melancolía I. Cristo ante los doctores’, Archivo español de arte, 79 (313), pp. 7–22. (in Spanish)

Hönes, H. Ch. (2020) ‘A Match not Made in Heaven: Artist Anecdotes and the “Dialogues of the Dead”’, Journal of Art Historiography, 23, pp. 1–15.

Leidinger, G. (1922) Albrecht Dürers und Lukas Cranachs Randzeichnungen zum Gebetbuche Kaiser Maximilians I in der Bayerischen Staatsbibliothek zu München. München: Riehn & Reusch. (in German)

Nessel’shtraus, Ts. G. (1979) ‘Albrecht Durer as a Book Illustrator’, Iskusstvo knigi [Book Art], 9, pp. 83–91. (in Russian)

Panofsky, E. (1967) The Life and Art of Albrecht Dürer. Princeton: Princeton University Press.

Reichardt, G. (2016) ‘Dürer und Raffael als Künstler-Vorbilder im 19. Jahrhundert’, Horizonte — Neue Serie, 1, pp. 1–31. (in German)

Silver, L. (2008) Marketing Maximilian. The Virtual Ideology of a Holy Roman Emperor. Princeton: Princeton University Press.

Sohm, Ph. L. (1980) ‘Dürer’s Melencolia I: The Limits of Knowledge’, Studies in the History of Art, 9, pp. 13–32.

Stöger, F. X. (1845) ‘Einleitung’, in Albrecht Dürers Randzeichnungen aus dem Gebetbuche des Kaisers Maximilian I: mit eingedrucktem Original-Texte. München: Staegmeyr, pp. 1–8. (in German)

Vetter, E. M., Brockhaus, Ch. (1972) ‘Das Verhältnis von Text und Bild in Dürers Randzeichnungen zum Gebetbuch Kaiser Maximilians’, Anzeiger des Germanischen Nationalmuseums, 1971–1971, pp. 70–121.

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ