МАНУСКРИПТЫ ХРОНИК В КАРТИНАХ XV ВЕКА. ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА МИНИАТЮР В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИИ ОБРАЗОВ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

  • Марина Георгиевна Пивень Российский государственный гуманитарный университет https://orcid.org/0000-0003-3690-8726
Ключевые слова: манускрипты хроник в картинах; гуманистические темы в искусстве Ренессанса; тема “Uomini famosi”; миграция иконографических мотивов.

Аннотация

В статье исследуется корпус манускриптов хроник в картинах, миниатюры которых восходят к изобразительной программе фрескового цикла “Uomini famosi” во дворце кардинала Джордано Орсини (1432, приписывается Мазолино да Паникале). Манускрипты служат ценнейшим материалом для реконструкции сведений об этом памятнике гуманистической культуры, утраченном в конце XV в. Несмотря на интерес исследователей, остается открытым множество вопросов, касающихся времени создания, авторства, предназначения книг. Наиболее важный аспект актуальности их изучения связан, по мнению автора, с недостаточным вниманием к комплексу манускриптов хроник в картинах как самостоятельному культурному феномену, к проблеме трансляции художественных образов посредством иллюстраций в рукописной книге. В предлагаемом тексте внимание сосредоточено, прежде всего, на содержательной стороне программы «визуальной историографии» манускриптов — на принципах изобразительной риторики образов, характерных для нее иконографических приемах, их возможных истоках и прообразах. В статье представлен обзор сведений о декорации Sala Theatri в римском дворце Орсини и фактов, свидетельствующих о связи хроник в картинах c этим памятником. Также уделено внимание специфике оформления отдельных манускриптов хроник в картинах XV в. и позднейших копий. Обозначен круг тестовых источников их изобразительной программы, характер родства и различий образов ренессансных хроник в картинах и миниатюр в манускриптах текстовых всемирных хроник позднего Средневековья. Указаны отдельные примеры сходства иконографических схем манускриптов с близкими по времени создания произведениями монументальной и станковой живописи.

Биография автора

Марина Георгиевна Пивень, Российский государственный гуманитарный университет

кандидат искусствоведения, доцент

Литература

Amberger, A. (2003) Giordano Orsinis Uomini Famosi in Rom. Helden der Weltgeschichte im Frühhumanismus. München; Berlin: Deutscher Kunstverlag. (in German)

Celenza, Ch. S. (1996) ‘The Will of Cardinal Giordano Orsini (OB. 1438)’, Traditio, 51, pp. 257–286.

Ciccuto, M. (2005) ‘Giordano Orsinis Uomini Famosi in Rom. Helden der Weltgeschichte im Frühhumanismus by Annelies Amberger’, Italianistica: Rivista di letteratura italiana, 34(1), pp. 101–103.

Colvin, S. (1898) A Florentine Picture-Chronicle. London.

Delle Foglie, A. (2004) ‘Leonardo da Besozzo e Masolino: un dialogo tra Roma, Castiglione Olona e Napoli’, Arte Lombarda, Nuova serie, 140, pp. 56–63. (in Italian)

Delle Foglie, A. (2019) Il Libretto degli Anacoreti e il Libro di Giusto: due taccuini di disegni tra Tardogotico e Rinascimento. Roma: De Luca editori d’arte. (in Italian)

Dumville, D. (2002) ‘What is a Chronicle?’, The Medieval Chronicle. Vol. 2: Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle. Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999, pp. 1–27.

Filarete, A. A. (1972). Trattato di architettura. Vol. 1–2. Milano: Il Polifilo. (in Italian)

Jékely, Z. (2013) ‘Masolino in Hungary’, in Israëls, M., Waldman, L. A. (eds.) Renaissance Studies in Honor of Joseph Connors. Vol. 1. Florence: Villa I Tatti; Cambridge, MA: Harvard University Press, pp. 114–121, 765–766.

Mode, R. L. (1972) ‘Masolino, Uccello and the Orsini ‘Uomini Famosi’, The Burlington Magazine, 114 (831), pp. 368–375, 377–378.

Mode, R. L. (1973) ‘The Orsini Sala Theatri at Monte Giordano in Rome’, Renaissance Quarterly, 26(2), pp. 167–172.

Mode, R. L. (1984) ‘Re-Creating Adam at Villa Carducci’, Zeitschrift für Kunstgeschichte, 47(4), pp. 501–514.

Montebello de, G.-Ph. (1966) ‘Four Prophets by Lorenzo Monaco’, The Metropoliten Museum of Art Bulletin, 25(4), pp. 155–169.

Popham, A. E. (1950) Italian Drawings in The Department of Prints and Drawings in the British Museum: The 14th And 15th Centuries. London: Trustees of the British Museum Publ.

Raybould, R. (2017) The Sibyl Series of the Fifteenth Century. Leiden: Brill.

Rowe, N. (2020) The Illuminated World Chronicle: Tales from the Late Medieval City. New Haven and London: Yale University Press.

Salvestrini, F. (2002) ‘Giovanni Villani and the Aetiological Myth of Tuscan Cities’, The Medieval Chronicle. Vol. 2: Proceedings of the 2nd International Conference on the Medieval Chronicle. Driebergen/Utrecht 16–21 July 1999, pp. 199–211.

Scheller, R. W. (1962) ‘Uomini Famosi’, Bulletin van het Rijksmuseum, 2/3, pp. 56–67.

Simpson, W. A. (1966) ‘Cardinal Giordano Orsini as a Prince of the Church and a Patron of the Arts. A Contemporary Panegyric and Two Descriptions of the Lost Frescoes in Monte Giordano’, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 29, pp. 135–159.

Tomasi Velli, S. (1995) ‘Scipio’s Wounds’, Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, 58, pp. 216–234.

Valerius Maximus (2012) Valeri Maximi Factorvm et Dictorvm Memorabilivm: Libri Novem. Nabu Press. (in Latin)

Vazari, G. (2006) The Lives of the Most Excellent Painters, Sculptors, and Architects. New York: Modern Library.

Warburg, A. (1999) ‘The Picture Chronicle of a Florentine Goldsmith’, in Warburg, A. The Renewal of Pagan Antiquity. Los Angeles, CA : Getty Research Institute for the History of Art and Humanities, pp. 165–168.

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ