РИСУНОК ЭРХАРДА АЛЬТДОРФЕРА «ОБЩЕСТВО ЗА СТОЛОМ С ФОНТАНОМ». ПОПЫТКА ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

  • Николай Адрианович Багровников НГЛУ им. Н. А. Добролюбова
Ключевые слова: Эрхард Альтдорфер; Фридрих III Мудрый; Генрих V Мекленбург-Шверинский; Генрих V Саксонский Благочестивый; Катарина Мекленбургская; Виттенберг; искусство немецкого Возрождения; графика; рисунок.

Аннотация

В статье осуществляется исследование рисунка Эрхарда Альтдорфера «Общество за столом с фонтаном» (149 × 222 мм, перо, раскраска чернилами; Берлин, Государственный музей, кабинет резцовой гравюры; из собрания Фридриха Вильгельма I). Столь подробное его описание осуществляется впервые. Целью исследования является попытка связать это произведение с биографией художника, определение места действия, отдельных действующих лиц и уточнение даты его создания. Рисунок относится к бытовому жанру. Автор являет нам придворное общество, увиденное им впервые в жизни. Многое было ему в новинку, впечатлений оказалось слишком много. Стремление свести их воедино, педантично изобразить все увиденное предопределило особенности композиции, расположение персонажей, акцентирование семантических элементов. В этом произведении отсутствуют единая композиция. Его пространственное решение весьма своеобразно. Перед нами обширная зала, которая, не замыкаясь в своих стенах, охватывает четыре пространства. Эти пространства связаны между собой. Но при этом композиционно несколько автономны. Они и располагающиеся в них персонажи не подчиняются единому линейно-перспективному сокращению. Каждое из этих четырех пространств представлено в своем ракурсе и имеет свою глубину, подчиненную присущей только ему организацией перспективного сокращения и точкам схода лучей линейной перспективы. На рисунке изображено около двадцати человек. Они едят, выпивают, беседуют, прогуливаются. При этом социальные акценты расставлены художником со всей определенностью. Анализ рисунка позволяет предположить, что в нем Эрхард Альтдорфер запечатлел и знаковое событие своей жизни, и важный эпизод в истории Мекленбург-Шверинской и Саксонской династий.

Биография автора

Николай Адрианович Багровников, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова

доктор философских наук, доцент

Литература

Bagrovnikov, N. A. (1999) Dialog traditsii i novatorstva v ksilografiiakh Liubekskoi Biblii [Dialogue of Traditions and Innovations in Woodcuts of the Lübeck Bible]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky Publ. (in Russian)

Bagrovnikov, N. A. (2002) ‘Illustrations by Erhard Altdorfer to “Reinecke the Fox” ’, Kniga. Issledovaniia i materialy [Book. Research and Materials], 80, pp. 264–271. (in Russian)

Bagrovnikov, N. A. (2007) ‘ “Reinecke the Fox” – a Monument of Book Culture of Lower Germany in the First Half of the 16th Century’, Mir bibliografii [The World of Bibliography], 2, pp. 57–61. (in Russian)

Bagrovnikov, N. A. (2008) ‘Erotica and Eros in Engravings by Erhard Altdorfer’, in Obrazy liubvi i krasoty v kul’ture Vozrozhdeniia [Images of Love and Beauty in Renaissance Culture]. Moscow: Nauka Publ., pp. 177–183. (in Russian)

Bagrovnikov, N. A. (2009) ‘Landscape in Graphics by Erhard Altdorfer’, Zapadnaia Evropa. 16 vek: tsivilizatsiia, kul'tura, iskusstvo [Western Europe. 16th Century: Civilization, Culture, and Art]. Moscow: Izdatel’stvo LKI Publ., pp. 138–147. (in Russian)

Libman, M. Ia. (1991) Ocherki nemetskogo iskusstva pozdnego srednevekov’ia i epokhi Vozrozhdeniia [Essays on German Art of the Late Middle Ages and the Renaissance]. Moscow: Sovetstkii khudozhnik Publ. (in Russian)

Packpfeifer, K. (1978) Studien zu Erhard Altdorfer. Wien: Verband der Wissenschaftlichen Gesellschaften Österreich. (in German)

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ