КОМБИНАТОРИКА ДОСОК КАК ЗНАЧИМЫЙ ПРИЕМ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ ИОГАННА ГРЮНИНГЕРА 1490-Х ГОДОВ: ОТ «КОМЕДИЙ» ТЕРЕНЦИЯ К «СОЧИНЕНИЯМ» ГОРАЦИЯ

  • Ольга Владимировна Субботина Библиотека Российской академии наук https://orcid.org/0000-0001-6864-8047
Ключевые слова: Иоганн Грюнингер; Квинт Гораций Флакк; гравюра; страсбургское книгоиздание; комбинаторика досок; миграция образов; текст и образ.

Аннотация

Статья посвящена крупному страсбургскому издателю конца XV — первой трети XVI в. Иоганну Грюнингеру. Из-под пресса этого известного типографа вышло около трехсот изданий, репертуар которых чрезвычайно разнообразен: от Бревиариев и Садиков души до произведений античных авторов, дидактической литературы, латинских словарей и медицинских справочников. Предметом анализа стали гравюры к «Сочинениям» Квинта Горация Флакка 1498 г., хранящимся в Научно-исследовательском отделе редкой книги Библиотеки Российской академии наук. Данная книга является единственным иллюстрированным изданием римского поэта в XV в. Экземпляр БАН включает 167 ксилографий разного формата и размера. Большая часть гравюр (160 из 167) были напечатаны не с одной доски, а с комбинированной основы, которая включала от двух до семи блоков. Cочетания досок были продуманы таким образом, что один и тот же образный «пазл» практически никогда не воспроизводился еще раз (в издании всего четыре повтора на 150 малых гравюр). Более того, Иоганн Грюнингер многократно использовал доски, созданные для других издательских проектов. В тексте будут рассмотрены не только источники иллюстраций к Горацию («Корабль дураков» Себастьяна Бранта (1494), «Комедии» Публия Теренция Афра (1496) и др.), но и то, каким образом мастера комбинировали деревянные блоки между собой, в какой степени их меняли и корректировали для того, чтобы они не вступали в противоречие с текстом и формировали новый визуальный ряд.

Биография автора

Ольга Владимировна Субботина, Библиотека Российской академии наук

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Литература

Barb’e, F. (2018) Evropa Gutenberga. Kniga i izobretenie zapadnogo moderna (13–16 vv.) [Gutenberg’s Europe. The Book and the Invention of Western Modernity (13th – 16th Centuries)]. Moscow: Izdatel’stvo instituta Gaidara Publ. (in Russian)

Bobrova, E. I. (1963) Katalog inkunabulov [Catalogue of Incunabula]. Moscow-Leningrad: Nauka Publ. (in Russian)

Brant, S. (no date) Korabl’ durakov [Ship of Fools] [Online]. Available at: https://librebook.me/the_ship_of_fools (accessed: 17 April 2022). (in Russian)

Brunet, J-Ch. (1862) Manuel du libraire et de l’amateur de livre. T. III. Paris: Librairie de Frimin Didot Frères, Fils et Co. (in French)

Didot, A. F. (1863) Essai typographique et bibliographique sur l’histoire de la gravure sur bois. Paris: [Typ. de Firmin Didot frères & fils Publ.]. (in French)

Dupeux, C. (1989) ‘Les combinaisons de bois: une spécificité strasbourgeoise’, L’imaginaire strasbourgeois. La gravure dans l’édition strasbourgeoise 1470–1520. Strasbourg: La Nuée bleue, pp. 29–39. (in French)

Horatius Flaccus, Q. (1993) Sochineniia [Works]. Saint Petersburg: Biograficheskii institut, Studiia biografika Publ. (in Russian)

Heitz, P., Barack, K. A. (1892) Elsässische Büchermarken bis Anfang des 18 Jahrhunderts. Strassburg, Heitz & Mündel. (in German)

Hermand-Schebat, L. (2011) ‘Texte and image dans les editions latines commentées de Terence (Lyon, Treschel, 1493 et Strasbourg, Grüninger, 1496)’, Camenae [Online], 9, pp. 1–14. Available at: http://www.paris-sorbonne.fr/IMG/pdf/ARTICLE_9_Hermand-Schebat.pdf (accessed: 16.04.2021). (in French)

Jensen, K. (2003) Incunabula and Their Readers. Printing, Selling and Using Books in the Fifteenth Century. London: The British Library Publ.

Jensen, K. (2020) ‘Locher’s and Grüninger’s Editions of Horace from Strasburg 1498. At the Crossroads between Printed and Manuscript Book Production and Use’, Interfaces. A Journal of Medieval European Literatures, 7, pp. 37–63.

Kristeller, P. (1888) Bücher-Illustration im XV und im Anfange des XVI Jahrhunderts. Leipzig: Verlag von E. A. Seemann Publ. (in German)

Marques typographiques (1853). Vol. 1. Paris: Chez P. Jannet, Libraire, successeur de L. C. Silvestre. (in French)

Nessel’shtraus, Ts. G. (2000) Nemeckaia pervopechatnaia kniga. Dekorirovka i illyustratsii [The First German Printed Book. Decoration and Illustrations]. Saint Petersburg: Axioma, RHGI Publ. (in Russian)

Pittion, J-P. (2013) Le livre à la Renaissance. Introduction à la bibliographie historique et matérielle. Turnhout: Brepols; Genève: Bibliothèque de Genève. (in French)

Schmidt, Ch. (1894) Répertoire bibliographique Strasbourgeois I: Jean Grüninger 1483–1531. Strasbourg: Heitz Publ. (in French)

Subbotina, O. V. (2019) ‘Between Manuscript and Printed Book: Problem of Figurative Sources in the French Books of Hours in the Late 15th – Early 16th Centuries’, Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 9. Saint Petersburg: NP-Print Publ., pp. 567–575. (in Russian)

Varbanets, N. V., Lyublinskii, V. S. (2007) Izdaniia antichnykh avtorov v sobranii inkunabulov Rossiiskoi natsional’noi biblioteki. Katalog [Ancient Authors Editions in the Incunabula Collection of the National Library of Russia. Catalogue]. Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-12-18
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ