ПРИСУТСТВИЕ КОРОЛЯ: ПОРТРЕТНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В АНГЛИЙСКИХ CORAM REGE ROLLS XVI ВЕКА
Аннотация
В статье рассматривается традиция иллюминирования английских свитков Coram Rege портретами королей и королев. Эти рукописи представляют собой списки дел, входящих в ведение Суда Королевской скамьи — высшей судебной инстанции в Англии на протяжении нескольких веков. Оформление их уже в XV в. включает в себя декорированный инициал, постепенно меняющий репрезентативную конструкцию королевской символики. Целью статьи является анализ художественной специфики королевских изображений в технике книжной иллюминации, изучение связи этих изображений с традициями средневекового искусства рукописной книги, а также влияния на них творчества придворных мастеров портрета. В инициалах Coram Rege Rolls портретные образы английских монархов раскрываются через эмблематические элементы, геральдические вставки, инскрипции и собственно изображения правителей. Условные, схематичные рисунки сменяются более характерными для искусства Нового времени индивидуализированными изображениями, подчеркивающими идею персональности. Образцы, используемые иллюминаторами для заполнения инициала, а также исторический контекст времени его появления могут дать ответы на вопросы о причинах предпочтения тех или иных подходов к королевскому изображению. Интересным представляется создание иконографических схем портрета, обусловленных официальным статусом документа, и не менее интересным — примеры их нарушения. Развитие техники книжной иллюминации связано с именами миниатюристов, повлиявших на процессы формирования английского портретного жанра — Л. Теерлинк и Н. Хиллиарда, что делает эти исторические источники примечательными произведениями искусства своего времени. В результате исследования выявляются характерные для иллюминированных инициалов в Coram Rege Rolls черты, позволяющие провести параллель с развитием портретного жанра. Статья продолжает тему портретных изображений в инициалах, начатую автором в 2020 г.
Литература
Anglo-American Legal tradition. Documents from Medieval and Early Modern England from the National Archives in London (no date) [Online]. Available at: http://aalt.law.uh.edu/ (accessed: 20 April 2022).
Auerbach, E. (1954) Tudor Artists: A Study of Painters in the Royal Service and of Portraiture on Illuminated Documents from the Accession of Henry VIII to the Death of Elizabeth I. London: Athlone Press.
Baker, J. (2019) An Introduction to English Legal History. Oxford: Oxford University Press USA – OSO.
Berenbeim, J. (2015) Art of Documentation: Documents and Visual Culture in Medieval England. Toronto: Pontifical Institute of Mediaeval Studies.
Boutell, Ch., Fox-Davies, A. Ch. (1914) The Handbook to English Heraldry. 11th ed. London: Reeves and Turner (Print 2018). Available at: https://www.gutenberg.org/ebooks/23186m (accessed: 20 April 2022).
Danbury, E., Scott, K. (2015) ‘The Plea Rolls of the Court of Common Pleas: an Unused Source for the Art and History of Later Medieval England, 1422–1509’, The Antiquaries Journal, 95, pp. 157–210. DOI:10.1017/S000358151500044X
James, S. (2017) The Feminine Dynamic in English Art, 1485–1603: Women as Consumers, Patrons, and Painters. London; New York: Routledge.
Johnston, H. (2005) ‘Catherine of Aragon’s Pomegranate, Revisited’. Transactions of the Cambridge Bibliographical Society, 13(2), pp. 153–173.
Kantorowicz, E. H. (1957) The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval Political Theology. Princeton: Princeton University Press.
Kren, T. (1988) ‘Simon Bening and the Development of Landscape in Flemish Calendar illumination’, in Flämischer Kalender = Flemish Calendar = Calendrier flamand: Clm 23638 Bayerische Staatsbibliothek. München; Luzern: Faksimile-Verlag, pp. 204–273.
Lemon, R., (eds.) (1856) Calendar of State Papers Domestic: Edward VI, Mary, and Elizabeth, 1547–80. London: Her Majesty’s Stationery Office. Available at: http://www.british-history.ac.uk/cal-state-papers/domestic/edw-eliz/1547-80 (accessed: 20.04.2022).
Lopukhova, M. A. (2021) ‘The Grotesques in the Italian Art in the Late 15th – Early 16th Centuries: Historiography and History’, in Staniukovich-Denisova, E. Iu. et al. (ed.) Aktual’nye problemy teorii i istorii iskusstva [Actual Problems of Theory and History of Art], 11. Saint Petersburg: Saint Petersburg University Press Publ., pp. 572–585. DOI: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-45 (in Russian)
Lotman, Iu. M. Stat’i po semiotike kul’tury i iskusstva [Articles on Semiotics of Culture and Art]. Saint Petersburg: Akademicheskii proekt Publ. (in Russian)
Murrell, V. J. (1983) ‘The Art of Limning’, in Strong R. Artists of Tudor Court. The Portrait Miniature Rediscovered 1520–1620, Victoria & Albert Museum. London: Victoria & Albert Museum, pp. 13–27.
Pastoureau, M. (1985) ‘L’effervescence emblématique et les origines héraldiques du portrait au XIVe siècle’, Bulletin de la Société nationale des Antiquaires de France, pp. 108–115. DOI: https://doi.org/10.3406/bsnaf.1987.9147 (in French)
Rück, P. (1991) ‘Die Urkunde als Kunstwerk’, in Euw, A. von, Schreiner, P. (eds.) Kaiserin Theophanu. Begegnung des Ostens und Westens um die Wende des ersten Jahrtausends. Gedenkschrift des Kölner Schnütgen-Museums zum 1000. Todesjahr der Kaiserin. Bd. 2. Köln: Schnütgen-Museum, pp. 311–333. (in German)
Smeyers, M., Stock, J. van der (eds.) (1996) Flemish Illuminated Manuscripts, 1475–1550. Gent: Ludion.
Troitskaia, A. A. (2020) ‘The Initial as a Portrait Frame: from Illuminated Manuscripts to Portrait Miniature Decorations’, Novoe iskusstvoznanie [New Art Studies], 3. pp. 22–30. DOI: 10.24411/2686-7443-2020-13003. (in Russian)
Vansintjan, M. (2008) Simon Bening als landschapsminiaturist. Gent: Masterproef, RUG. (in Dutch)
Woodville, L. (2020) Levina Teerlinc, Illuminator at the Tudor Court [Blog]. Art Herstory. Available at: https://artherstory.net/levina-teerlinc (accessed: 20 April 2022).
Wright, A. (2019) Frame Work: Honour and Ornament in Italian Renaissance Art. New Haven; London: Yale University Press Publ.