ЖЕНЩИНЫ-ХУДОЖНИЦЫ
Аннотация
В 1881 г. Мария Башкирцева опубликовала четыре статьи в журнале «Гражданка» (“La Citoyenne”) под псевдонимом Полин Орель. Приведенная в переводе статья под названием «Женщины-художницы» была опубликована в № 4 журнала «Гражданка» от 4–6 марта 1881 г. на страницах 3 и 4. Статья посвящена проблемам приема женщин в Академию и Школу изящных искусств, а также отказа от включения женщин в борьбу за престижные художественные премии. Следующие три статьи — отчеты о Салоне 1881 года. Башкирцева неслучайно опубликовала статьи в этом журнале: она была сильно увлечена феминистским движением и личностью редактора журнала Юбертины Оклер (ведущая французская феминистка второй половины XIX в., основала «Общество защиты прав женщин»), планировала написать портрет последней. В статье «Женщины-художницы» Башкирцева приводила примеры, к которым она и ее сверстницы привыкли: «Нас спрашивают со снисходительной иронией, сколько было великих женщин-художниц». Поразительна параллель с главным вопросом, который американский историк искусств и ведущий специалист в области изучения феминистского искусства Линда Нохлин задаст почти столетие спустя в своем знаковом и основополагающем эссе «Почему не было великих женщин-художниц?» 1971 г.