«СКЕПТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ» ЭЖЕНА ДЕЛАКРУА. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВА

  • Анатолий Владимирович Рыков Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова: Эжен Делакруа; теория искусства; философия искусства; романтизм; искусство XIX в.

Аннотация

Статья посвящена прагматическим аспектам теории искусства Эжена Делакруа. Рассматриваются семиотические, симуляционные, манипулятивные стороны теории и практики художественного творчества. Творчество Делакруа помещается в широкий контекст классического и современного искусства. Мировоззренческие характеристики текстов художника изучаются в связи с элементами прагматической теории. Выявляются компоненты «философии жизни», «ницшеанства», прагматической эстетики ХVIII в., теории абстракционизма и экспрессионизма. Акцентируются условия «прагматического поворота» в «скептическом романтизме» Делакруа и эстетизме (теории искусства для искусства) ХIХ в. Большое внимание уделяется естественно-научному дискурсу и его роли в сложении теоретической концепции французского мастера. В этой связи анализируется известная работа Делакруа «Лошадь, испугавшаяся грозы» (1827, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Проблема бессознательного рассматривается как центральная для прагматического экспрессионизма художника. Автор приходит к выводу, что в своем понимании формалистических и психологических аспектов искусства Делакруа вплотную приближается к современным прагматическим и семиотическим направлениям научной мысли, минуя  мифологические и утопические аспекты близких ему концепций модернизма.

Биография автора

Анатолий Владимирович Рыков, Санкт-Петербургский государственный университет

доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор

Литература

Burke, E. (2013) A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful. London: Simon & Brown.

Delacroix, E. (2009) Journal (1822–1963). Vol. 1–2. Paris: José Corti. (in French)

Delacroix, E. (2012) Lettres de Eugène Delacroix (1815 à 1863). Paris: Hachette Livre BNF. (in French)

Géricault, T. et al. (1962) Geriko o sebe i sovremenniki o nem [Gericault about Himself and Contemporaries about Him]. Moscow: Izdatelstvo Akamemii khudozestv Publ. (in Russian)

Hofmann, W. (1961) The Earthly Paradise. Art in the Nineteenth Century. New York: George Braziller.

Hofmann, W. (2002) Grundlagen der modernen Kunst. Eine Einführung in ihre symbolischen Formen. Stuttgart: Kroener Alfred GmbH + Co. (in German)

Hume, D. (2013) Of the Standard of Taste. Fairfield: The Birmingham Free Press.

Mora, S. (2000) ‘Delacroix’s Art Theory and His Definition of Classicism’, The Journal of Aesthetic Education, 34 (1), pp. 57–75.

Mras, G. P. (1966) Eugene Delacroix’s Theory of Art. Princeton: Princeton University Press.

Nietzsche, F. (1993). Stikhotvoreniia. Filosofskaia proza [Poems. Philosophical Prose]. St. Petersburg: Khudozestvennia literatura Publ. (in Russian)

Rykov, A. V. (2016) Istoki avangarda. Zapadnoevropeiskoe iskusstvo [Origins of the Avant-Garde. Western European Art in the 18th – 19th Centuries]. St. Petersburg: St. Petersburg University Press Publ. (in Russian)

Опубликован
2022-08-10
Раздел
ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА