SCIENCE-ART КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СПОСОБ ПРЕЗЕНТАЦИИ ТРАНСГУМАНИЗМА. СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНУТРИ НАПРАВЛЕНИЯ

  • Мария Алексеевна Лопаткина Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Ключевые слова: science-art; научнообоснованное искусство; трансгуманизм; междисциплинарные направления; технологии; синтезирование; пост-биологическое общество.

Аннотация

Компьютерные технологии способствовали формированию нового цифрового актуального искусства, что во многом привело к объединению науки и искусства к концу прошлого столетия. Science-art — одно из течений конца XX – начала XXI в., в основе которого лежит синтез наукоемких исследований и эстетических интерпретаций. Путем сложения двух совершенно разных междисциплинарных направлений произошло рождение нового художественного сознания, направленного на воспевание трансгуманизма. В статье автор поднимает вопрос о необходимости искусствоведческого анализа художественных практик science-art — направления, развивающегося как художественная рефлексия на стремительно происходящий процесс снятия дихотомии между естественнонаучным и гуманитарным знанием в пространстве современного искусства. Также science-art может рассматриваться как продолжение исторической традиции новаторского (авангардного) искусства, ориентированного на художественный эксперимент, нивелирование границ между искусством и не-искусством благодаря происходящему в современных условиях развитию технических инноваций. Все это способствует процессу интуитивного суждения в науке и появлению новых форм художественных способов интерпретации, которые преподносятся в доступном для перцепции виде, влияя на образование сознания и представление о будущем. Научная новизна работы заключается в проведении исследования перспектив science-art и, в частности, трансгуманизма.  Автор подчеркивает, что важно понять направления роста и развития на основании уже совершенных заключений учеными-художниками в сторону мира «будущего», располагая ведущими концепциями с их стороны. Примером может служить проект «Soft Control: Искусство, наука и технологическое бессознательное» (2012, Марибор, куратор Дмитрий Булатов), рассмотренный в данной статье.

Биография автора

Мария Алексеевна Лопаткина, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

искусствовед, студент магистратуры

Литература

Bulatov, D. (2013) Progress Continuously Narrows the Sphere of Our Freedom: Dmitry Bulatov on the Technological Unconscious, Science Art, and Contemplation of the Images of Hell [Online]. Theory&Practice. Available at: https://theoryandpractice.ru/posts/7572-bulatov_slovo (accessed: 3 May 2021). (in Russian)

Dubrovskii, D. I. (ed.) (2013) Global’noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaia evoliutsiia [Global Future 2045. Convergent Technologies (NBICS) and Transhumanistic Evolution]. Moscow: Izdatel’stvo MBA Publ. (in Russian)

Erokhin, S. V. (2013) ‘Art and Science in the Era of “Double-post” ’, Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Cherepovets State University Bulletin], 1(1), pp. 117–121. (in Russian)

Erokhin, S. V. (2012) Teoriia i praktika nauchnogo iskusstva [Theory and Practice of Scientific Art]. Saint Petersburg: Aleteiia Publ. (in Russian)

Erokhin, S. V. (2012) ‘The Role of Scientific Art in the Process of Modernization of Modern Society’, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 3, pp. 219–225. (in Russian)

Feinberg, E. L. (2004) Dve kul’tury. Intuitsiia i logika v iskusstve i nauke [Two Cultures. Intuition and Logic in Art and Science]. Friazino: Vek 2 Publ. (in Russian)

Kozhevin, D. M. (2016) ‘Contemporary Science Art in Russia: Theory and Practice’, Vestnik Sankt-Peterburgskogo instituta kul’tury [Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture], 4, pp. 155–158. (in Russian)

Levchenko, O. E. (2014) ‘Science-art: Problems of Terminology’, Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of the Russian State University for the Humanities], 14, pp. 155–162. (in Russian)

Man’kovskaia, N. B., Bychkov, V. V. (2015) ‘Contemporary Art in the Context of Aesthetic Experience’, Iskusstvoznanie [Art Studies], 3/4, pp. 228–248. (in Russian)

Migunov, A. S. (2008) ‘The Many-sided World of Contemporary Art’ in Teoreticheskaia virtualistika: novye problemy, podkhody i resheniia [Theoretical Virtualistics: New Problems, Approaches, and Solutions]. Moscow: Nauka Publ., pp. 195–217. (in Russian)

Rosen, E. (2009) The Culture of Collaboration. San Francisco, CA: Red Ape Publ.

Searl, J. (2002) A Re-Discovery of the Mind. Moscow: Ideia-Press Publ.

Sterledev, R. K. (2011) ‘21st Century: on the Way to a New Human Paradigm’, Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice], 6(3), pp. 168–169. (in Russian)

Where Dogs Run? (no date) Where Dogs Run? [Online]. Available at: http://wheredogsrun.ru/en/ (accessed: 25 May 2021).

Опубликован
2022-05-26
Раздел
ИСТОРИЯ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ